Гейзеры Европы — Naked Science

Гейзеры Европы

На спутнике Юпитера обнаружились гейзеры, выбрасывающие воду на сотни километров в космос.

Покрытый толстым слоем льда спутник Юпитера Европа привлекает и фантастов, и ученых ? ведь под его поверхностью, скорее всего, скрывается целый океан жидкой и достаточно теплой воды. Теперь существование этого океана можно считать практически доказанным: космический телескоп Hubble, наблюдая за Европой, обнаружил мощные гейзеры, выбрасывающие из-подо льда многокилометровые потоки водного пара.

Надо сказать, что непосредственно заснять работу этих гейзеров не удалось ? зато их наблюдали методами спектроскопии. Напомним, что все атомы поглощают и испускают излучение на строго определенных длинах волн. Водород и кислород в составе воды имеют свои характерные линии поглощения в ультрафиолетовом диапазоне ? как раз эти линии и удалось обнаружить на спектральных данных, полученных с помощью Hubble в декабре 2012 года.

Расположение облаков водного пара близ южного полюса Европы

©NASA, ESA, and L. Roth (Southwest Research Institute and University of Cologne, Germany)

По словам одного из авторов работы, техасского планетолога Лоренца Рота (Lorenz Roth), присутствие следов кислорода на Европе никого не удивляет: он и ранее обнаруживался в тонкой атмосфере спутника. Однако близ его южного полюса Роту с коллегами удалось заметить вместе с кислородом и следы водорода, причем эта смесь концентрировалась облаками, поднимающимися высоко над поверхностью Европы. Это фиксировалось в течение семи часов наблюдений, пока спутник, двигаясь по своей не совсем круглой орбите, находился на максимальном удалении от планеты. Ученые уверены: это были именно гейзеры, высота которых, возможно, достигает 200 км.

Интересно, что положение Европы на орбите в течение того срока, пока «работали» гейзеры, было тем же, что и Энцелада, спутника Сатурна, на котором давно зафиксированы похожие выбросы, только ледяные. Скорее всего, связано это с действием на спутники приливных сил в гравитационном поле их громадных планет: именно в этой точке приливные силы так «сминают» спутник, что трещины в его поверхности расширяются ? и на свободу начинает вырываться то, что было скрыто под ней.

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.