Гейзеры Европы

Гейзеры Европы

На спутнике Юпитера обнаружились гейзеры, выбрасывающие воду на сотни километров в космос.

Покрытый толстым слоем льда спутник Юпитера Европа привлекает и фантастов, и ученых ? ведь под его поверхностью, скорее всего, скрывается целый океан жидкой и достаточно теплой воды. Теперь существование этого океана можно считать практически доказанным: космический телескоп Hubble, наблюдая за Европой, обнаружил мощные гейзеры, выбрасывающие из-подо льда многокилометровые потоки водного пара.

Надо сказать, что непосредственно заснять работу этих гейзеров не удалось ? зато их наблюдали методами спектроскопии. Напомним, что все атомы поглощают и испускают излучение на строго определенных длинах волн. Водород и кислород в составе воды имеют свои характерные линии поглощения в ультрафиолетовом диапазоне ? как раз эти линии и удалось обнаружить на спектральных данных, полученных с помощью Hubble в декабре 2012 года.

Расположение облаков водного пара близ южного полюса Европы

©NASA, ESA, and L. Roth (Southwest Research Institute and University of Cologne, Germany)

По словам одного из авторов работы, техасского планетолога Лоренца Рота (Lorenz Roth), присутствие следов кислорода на Европе никого не удивляет: он и ранее обнаруживался в тонкой атмосфере спутника. Однако близ его южного полюса Роту с коллегами удалось заметить вместе с кислородом и следы водорода, причем эта смесь концентрировалась облаками, поднимающимися высоко над поверхностью Европы. Это фиксировалось в течение семи часов наблюдений, пока спутник, двигаясь по своей не совсем круглой орбите, находился на максимальном удалении от планеты. Ученые уверены: это были именно гейзеры, высота которых, возможно, достигает 200 км.

Интересно, что положение Европы на орбите в течение того срока, пока «работали» гейзеры, было тем же, что и Энцелада, спутника Сатурна, на котором давно зафиксированы похожие выбросы, только ледяные. Скорее всего, связано это с действием на спутники приливных сил в гравитационном поле их громадных планет: именно в этой точке приливные силы так «сминают» спутник, что трещины в его поверхности расширяются ? и на свободу начинает вырываться то, что было скрыто под ней.

Благодаря применению нового сверхпрочного сплава для лопаток двигателей ПД-14 удастся существенно повысить ресурс силовой установки и безопасность полетов МС-21.