В Канаде обнаружили динозавра с защитным «камуфляжем»

В Канаде обнаружили динозавра с защитным «камуфляжем»

Особая окраска помогала животному скрываться от хищников.

rtmp_gfd_nodosaur-uprepared

Ученые реконструировали внешний облик и характерную окраску ранее неизвестного вида динозавров, получившего название Borealopelta markmitchelli. Останки длиной около 5,5 метров отлично сохранились. Несмотря на большие размеры, этот динозавр был объектом охоты хищников. Исследователи пришли к выводу, что защитой животному служил особый «камуфляжный» рисунок его чешуйчатой шкуры.

Останки были найдены еще в 2011 году на западе Канады. Годы ушли на то, чтобы очистить шкуру животного от морских отложений — миллионы лет назад эту территорию занимало море. Морские отложения и сохранили динозавра в отличном состоянии.

Животное относилось к анкилозаврам — динозаврам, чья шкура была покрыта твердыми костными «щитками». Эти щитки до сих пор хорошо различимы, и ученым удалось восстановить их форму и расположение на теле животного. Химический анализ тканей позволил реконструировать и красновато-коричневый цвет гигантской чешуи. Сами пигменты не сохранились, но ученые нашли «побочные продукты» их формирования. В частности, узнать о наличии красноватого пигмента феомеланина позволили молекулы бензотиазола.

Реконструкция облика динозавра, ROYAL TYRRELL MUSEUM OF PALAEONTOLOGY

Брюхо динозавра оказалось светлее, чем его спина. Такой тип защитной окраски встречается у многих животных — и древних, и современных. Ученые полагают, что неравномерная окраска шкуры возникла как адаптация, позволяющая динозавру скрываться от хищников. Возраст останков составляет около 110 миллионов лет — это середина мелового периода. Землю на протяжении мелового периода населяли птерозавры, многометровые тероподы и огромные крокодиломорфы саркозухи. Многие из этих животных были опасными хищниками, и их размеры позволяли охотиться на сравнительно крупных травоядных динозавров.

Предположения о наличии «камуфляжа» у динозавров делались и раньше, но его доказательства у такого крупного динозавра нашли впервые. По словам авторов работы, защитная окраска позволяет предположить, что хищники мелового периода при охоте полагались скорее на зрение, чем на слух. Чтобы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу, потребуются дальнейшие исследования.

Работа опубликована в журнале Current Biology.

Ранее ученые создали 3D-модель одного из крупнейших динозавров, Dreadnoughtus schrani.