12.10.2016
Редакция Naked Science

В Канаде нашли останки «тираннозавра» среди антиархов

Группа американских палеонтологов обнаружила, что пластинокожая рыба, останки которой были обнаружены в 2000 году, является крупнейшим представителем антиархообразных. Результаты работы опубликованы в Journal of Vertebrate Paleontology.

brex_imagesized

Антиархи (Antiarchi) — отряд животных из класса плакодерм, передняя часть которых была покрыта панцирем. Грудные плавники анитиарх были полностью покрыты костью, что делало их подобием конечностей членистоногих, при этом внутренний скелет не окостеневал. Предполагается, что антиархообразные вели придонный образ жизни, их вымирание относят к окончанию девонского периода (около 359 миллионов лет назад).

Останки — крупные и плотные головные пластины — ранее неизвестного ископаемого были найдены на территории канадского острова Элсмир, их возраст оценивается в 370 миллионов лет. Животное получило название Bothriolepis rex (от лат. rex — «царь»). Длина его тела могла составлять около 1,7 метра, что на 30 процентов больше, чем у Bothriolepis maxima. Прежде B. maxima считались самыми большими антиархообразными.

По мнению ученых, головные пластины помогали B. rex защищаться от атак крупных лопастоперых рыб. Сами антиархи не были приспособлены для активного хищничества и, скорее, питались растениями и животными, обитающими в грязи или песке. Отмечается, что череп обнаруженной особи чрезвычайно мал в сравнении с телом, что затрудняло его идентификацию. При этом широко известно, что головной щит антиарх, как правило, меньше туловищного.

Сейчас крупнейшим из известных плакодерм девона считается дунклеостей (Dunkleosteus). Длина тела этих животных могла достигать 6 и более метров, а вместо зубов имел костные пластины, вероятно, для дробления панциря других пластинокожих. Ранее биомеханическое моделирование позволило ученым предположить, что челюсти дунклеостея могли обеспечивать давление в 55 мегапаскаль, что сопоставимо с укусом крокодила.