Зачем самцам усы?

Зачем самцам усы?

Ихтиологи выяснили на примере моллинезий, зачем самцам нужны усы.

obrazek

Ответ на этот вопрос пытается найти в своей книге «Эволюция человека: Обезьяны, кости и гены» известный российский биолог, палеонтолог, эволюционный психолог и популизатор науки Александр Марков. Дело в том, что причина появления такой, казалось бы, пустяковой вещи, как мужская растительность на лице, науке пока доподлинно неизвестна.

Впрочем, вопрос этот, вероятно, и не так сложен. И чтобы поразмышлять над ним, автор приводит очень интересный пример с небольшими пресноводными рыбами Poecilia sphenops — держателям аквариумов эта рыба (особенно, что касается ее черной разновидности) хорошо известна под именем моллинезия лира (черная моллинезия).

В свое время ихтиологи США и Германии рассмотрели весьма странный и, вероятно, совсем бесполезный признак, который встречается у самцов этих симпатичных рыбок.

Многие самцы данного вида в их естественной среде — в Южной Мексике — имеют над верхней губой своеобразный пучок длинных, тонких кожных отростков — усов. У некоторых самцов — представителей семейства, к которому относится и вид Poecilia sphenops, в том же месте головы есть другие похожие органы — твердые выросты чешуй. Они нужны самцам для привлечения женского пола: с помощью этих выростов самцы тыкаются в живот самок и таким образом возбуждают их. Однако у самцов вида, о котором мы говорим, Poecilia sphenops, эти выступы мягкие и бескостные, никаких серьезных тактильных ощущений самкам они не несут.

Может быть, эти усы — всего лишь органы чувств? Отвечая на этот вопрос, ученые взялись за микроскоп, и исследовав усы моллинезий, выяснили, что ни один нерв к ним не подходит, поэтому и чувствовать усы не способны.

Специалистам ничего не оставалось делать, как объяснить наличие усов, прибегнув к помощи теории полового отбора. «То есть посмотреть, не нравится ли эта чепуховина самкам», — пишет Марков.

Черные моллинезии / ©Hristo Hristov

Для этого ученые провели серию экспериментов. Первый состоял в том, что самку моллинезии сажали в аквариум, к которому вплотную придвигали два других. В одном сидел самец с пышными усами, во втором — несчастный, кому усы предварительно побрили скальпелем. Причем, побритым оказывался всегда более крупный самец (хотя различия в их размере были невелики). Экзекуцию проводили заранее, чтобы у самца была возможность прийти в себя. И уже после того, как оба самца начинали вести себя естественно, спокойно плавая в своих аквариумах — придвигали третий аквариум — с самкой. После этого специалисты наблюдали, к какому из самцов самка будет подплывать чаще, и с кем больше «общаться». Чтобы не было вероятности, что самке просто больше полюбилась определенная часть аквариума, экспериментаторы периодически меняли местами аквариумы с самцами. Результат всегда был одинаков — самка неизменно выбирала хоть и менее крупного, но усатого партнера.

Но что если бритье каким-то образом меняет поведение самцов рыб? Может быть, это не видно ученым, но видно самкам моллинезий? Чтобы исключить и эту вероятность — провели другой эксперимент. Тут стоит сказать, что у самок моллинезии, как у многих других рыб, есть одна характерная особенность — они предпочитают самцов более крупного размера. В случае если различия в размере не сильно большие, то самки основывают свой выбор на усатости или других признаках, как это было видно в первом эксперименте. Но серьезная разница в размере должна приводить к тому, чтобы самка выбрала более крупного партнера. Так и вышло. Во втором эксперименте самка неизменно предпочитала более крупного, хоть и побритого, самца, более мелкому, но с усами.

Был и третий эксперимент: вместо живых самцов исследователи приставляли к аквариуму с самкой две фотографии самцов, синхронно двигающиеся то в одну, то в другую сторону. Фотографии были совершенно одинаковыми, за исключением того, что на одной из них самцу с помощью  фотошопа «удалили» усы, а на второй — наоборот, «приставили» пышные усы с фото другого самца. Результат был тот же самый, что и в первом эксперименте — во всех случаях самки предпочитали исключительно усатых самцов.

Так что гипотеза о том, что усатость самцам моллинезий нужна, вероятно, исключительно для того, чтобы соблазнять самок и никакой практической пользы кроме этого они не несут, нашла свое подтверждение. «Ну хорошо, а зачем усы человеческим мужчинам? Вот загадка…» — иронично вопрошает автор.