В гибели динозавров обвинили «двойной удар» — Naked Science
06.07.2016, 06:10
Naked Science

В гибели динозавров обвинили «двойной удар»

Теория о роли «двойного удара» в запуске массовых вымираний подтверждается участием вулканов в исчезновении динозавров.

images

Главной причиной исчезновения древних ящеров принято считать падение астероида. Но оно, скорее, было последней каплей, запустившей процессы мел-палеогенового вымирания. Против динозавров действовали и другие факторы, заметно ослабившие их к моменту появления небесного тела. Одним из них многие называют вулканизм – извержение обширных Деканских траппов на западе современной Индии. С другой стороны, совсем недавно геологи показали, что этой активности было недостаточно для опасного изменения климата в глобальном масштабе.

Еще больше запутать историю грозит новая работа ученых во главе с Кайгером Ломэном (Kyger Lohmann) из Мичиганского университета. Судя по результатам, опубликованным ими в журнале Nature Communications, вулканы рано сбрасывать со счетов. По мнению авторов, ни астероид, ни вулканизм сами по себе не были довольно мощными событиями для того, чтобы вызвать такие катастрофические перемены по всей планете. Но вместе их оказалось достаточно.

Ученые проанализировали изотопный состав кислорода в окаменевших останках раковин позднего мелового периода, которые сохранились на острове Симор близ побережья Антарктиды. Этот показатель служит хорошим индикатором температуры, при которой сформировались отложения, так что раковины несли точные свидетельства катастрофического потепления в эпоху вымирания динозавров.

Судя по этим данным, с момента начала извержения Деканских траппов, около 66,28 млн лет назад, количество углекислого газа в атмосфере стало постоянно и заметно расти. Это привело к глобальному росту температуры на внушительные 7,8 °С и началу массового вымирания видов. Имеются в окаменелостях и следы удара астероида – точнее говоря, резкого климатического скачка, который развился вслед за сравнительно медленными изменениями в результате деятельности вулканов.

Авторы считают, что эти результаты подтверждают набирающие популярность взгляды о необходимости «двойного удара» для запуска массовых вымираний: высокая вулканическая активность создает постоянное давление, а падение крупного небесного тела наносит окончательный удар.