15.09.2021
1 513

Вымирание динозавров помогло процветанию змей

4.8

Согласно новому исследованию, змеи обязаны своим успехом астероиду, который уничтожил их конкурентов — динозавров.

Голубая куфия
Комодская древесная гадюка (голубая куфия) — наиболее редкий вид куфий, встречающийся на острове Комодо в самом центре Индонезийского Архипелага / © Getty Images

Переход от мелового периода к палеогену ознаменовался потерей примерно 76 процентов всех видов, населявших Землю, а также 80 процентов растений. Исследования показали, что мел-палеогеновое вымирание, произошедшее около 66 миллионов лет назад, совпало с ударом астероида, который образовал кратер Чиксулуб в Мексике. Он вызвал цунами и выбросы миллиардов тонн серы, сульфатов, пыли и сажи в атмосферу — все это значительно снизило инсоляцию и привело к глобальному похолоданию, коллапсу фотосинтеза и в результате к массовой гибели на планете.

Среди прочих вымерли нептичьи динозавры, птерозавры и мозазавры. Хотя другие клады позвоночных — птицы, млекопитающие и чешуйчатые — в целом пережили катастрофу, они столкнулись с сокращением биоразнообразия, как и насекомые. Но, невзирая на масштаб катаклизма, экосистемы быстро восстановились.

Последствия для змей — подотряда класса пресмыкающихся отряда чешуйчатые, которые сегодня насчитывает более 3,7 тысячи видов и встречается на всех континентах, кроме Антарктиды — остаются малоизученными. Традиционно ученые считали, что чешуйчатые прошли через вымирание с минимальными потерями, но анализ перехода от мела к палеогену в западной части Северной Америки показал высокие темпы гибели этих рептилий.

В то же время не было ясно, что происходило с ними в глобальном масштабе. Учитывая все неопределенности, исследователи из Университета имени Фридриха — Александра (Германия), Центра эволюции Милнера при Университете Бата, а также Бристольского университета (Великобритания) попытались улучшить наше понимание эволюции змей. Результаты их работы опубликованы в журнале Nature Communications.

Изучив окаменелости и проанализировав генетические различия, авторы исследования пришли к выводу, что все современные змеи произошли от нескольких видов, переживших мел-палеогеновое вымирание. После удара астероида они скрывались под землей, а также в воде и на лесной подстилке, долгое время обходясь без еды.

Их процветание стало возможным благодаря исчезновению динозавров. В отсутствие конкуренции змеи начали увеличиваться в размерах и распространяться по миру, осваивая новые среды обитания и занимая территории, где ранее не обитали: по мнению ученых, предок современных змей жил в Южном полушарии, а после вымирания они впервые стали встречаться и в Азии.

Появились новые группы, в том числе гигантские морские змеи длиной до десяти метров, ядовитые гадюки и кобры, огромные удавы и питоны. Таким образом, катастрофа позволила этим пресмыкающимся диверсифицироваться в новых нишах, ранее занятых их соперниками. А второй пик эволюции змей пришелся примерно на то время, когда Земля перешла от теплого климата к более холодному и начался ледниковый период.