Ультразвук эффективно доставил лекарства в клетки опухолей — Naked Science

Ультразвук эффективно доставил лекарства в клетки опухолей

В Оксфордском университете испытали методику точечной доставки химиотерапевтических препаратов в опухоль с помощью сфокусированного ультразвука.

fibrolamellar_hepatocellular_carcinoma_-2-_very_high_mag

Оксфордские исследователи успешно завершили первую фазу испытаний технологии доставки лекарственных препаратов в клетки опухолей печени с помощью ультразвукового луча. Методика помогла повысить концентрацию препарата в клетках по сравнению с традиционным введением лекарства. Описание технологии опубликовано в журнале The Lancet Oncology.

Химиотерапевтические препараты высокотоксичны, поэтому ученые работают над новыми способами точечной доставки таких лекарств — это позволит не повредить здоровые клетки организма. Ранее для этого предлагали использовать особые наночастицы и даже сперматозоиды.

В основе новой технологии лежит существующий метод доставки лекарств с помощью термочувствительных липосом. Липосомы — это искусственно создаваемые округлые «пузырьки» из нескольких слоев липидов (жиров), разделенных водными прослойками. Они могут проникать в клетки, где внутриклеточные органоиды разрушают оболочку «пузырька», выпуская его содержимое. Термочувствительные липосомы начинают разрушаться только при относительно высокой температуре — обычно выше 38 ˚С, — чтобы препарат не покинул капсулу раньше времени.

Чтобы высвободить лекарство из такой липосомы, клетку-мишень необходимо точечно нагреть до нужной температуры. Авторы новой методики использовали для этого сфокусированный интенсивный ультразвук. В первом этапе исследований приняли участие 10 пациентов с неоперабельными опухолями печени, которые уже проходили курс традиционной химиотерапии. Им внутривенно ввели антибиотик доксорубицин, помещенный в термочувствительные липосомы, которые разрушаются при нагревании до 39,5 ˚С.

Концентрация доксорубицина в плазме и опухолевых клетках / © The Lancet Oncology

По словам ученых, новая методика позволила доставлять препарат в клетки значительно эффективнее. Концентрация доксорубицина в опухолях после процедуры у семи из 10 пациентов оказалась в среднем в 3,7 раза выше, чем при традиционном введении. У оставшихся троих она была сопоставима с концентрацией при стандартной процедуре. Через две недели позитронно-эмиссионная компьютерная томография (ПЭТ-КТ) зафиксировала ответ нагретых клеток на терапию, при этом соседние клетки никак не изменились.

Ранее ученые предложили методику, позволяющую «морить голодом» раковые клетки.

По словам руководителя российского космического ведомства Дмитрия Рогозина, первый модуль для перспективой орбитальной станции будет готов к запуску в 2025 году.