Ученых удивил состав липкого «шелка» хищных личинок — Naked ScienceNaked Science
15.12.2016, 06:25
Naked Science

Ученых удивил состав липкого «шелка» хищных личинок

Ученые выяснили состав липкого «шелка», с помощью которого светящиеся личинки новозеландских комаров охотятся на летающих насекомых. Он оказался на удивление прост и эффективен: вода, белок и мочевина.

0_849bb_94c73317_orig

Грибные комары Arachnocampa luminosa населяют влажные пещеры Новой Зеландии. Взрослая форма имаго действительно питается грибами, но живет лишь несколько дней, за которые спаривается и откладывает яйца. Зато в форме личинки A. luminosa проводит около девяти месяцев и ведет хищный образ жизни.

В мальпигиевых трубах этих гусениц протекают реакции, вызывающие эффектную люминесценцию, которая привлекает в их пещеры сотни тысяч туристов и мириады насекомых – потенциальных жертв. Для них необычная личинка устраивает сложную ловушку: на потолке пещеры она прокладывает слизистую дорожку длиной в пару десятков сантиметров, а из нее отправляет вниз медленно растягивающиеся липкие нити «шелка», на которые и попадается добыча.

За этой отточенной технологией охоты энтомологи наблюдали не раз, однако состав и свойства слизистой «паутины» A. luminosa до сих пор оставались неизвестными. Предполагалось даже, что в ней содержится токсин, например щавелевая кислота. Выяснить это удалось большой группе ученых во главе с Янеком Фон Бйерном (Janek von Byern) из Венского университета в Австрии. Никакого яда здесь не нашлось: в статье, опубликованной журналом PLoS One, биологи сообщают, что это вещество совсем несложное. Липкий «шелк» на 99 процентов состоит из воды, а оставшийся процент приходится на мочевину и еще неидентифицированный белок.

Ученые замечают, что мочевина используется и во многих адгезивных материалах, которые производятся промышленно. Она может задерживать насекомых как клейкостью, так и за счет изменения поверхностного натяжения воды в составе «шелковых» нитей личинки. Осталось выяснить, как мочевина попадает в этот липкий секрет: источником ее служит моча, которая производится с задней части гусеницы, в то время как сам «шелк» выделяется из желез, находящихся на «голове».