Ученые впервые обнаружили окаменевшую древесную камедь из мелового периода

Ученые впервые обнаружили окаменевшую древесную камедь из мелового периода

4.6

Образцы окаменевшей камеди хранились на протяжении 110 миллионов лет в древнем растении — предке нынешней вельвичии, — которое росло на территории современной Бразилии.

Образцы окаменевшей смолы дерева вельвичия возрастом 110 миллионов лет / © Emily A. Roberts, Leyla J. Seyfullah, Robert F. Loveridge, Paul Garside & David M. Martill/CC BY 4.0

Ученые из Университета Портсмута (Великобритания) обнаружили образцы окаменевшей камеди возрастом 110 миллионов лет в листьях реликтового растения под названием Welwitschiophyllum. Описание находки опубликовано в журнале Nature.

Эмили Робертс, ведущий автор исследования, изучала окаменевшие листья Welwitschiophyllum в формации Крато (Бразилия), когда заметила в них тонкие прожилки янтарного цвета. Оказалось, древесная камедь была запертой в растении еще с мелового периода. По словам исследователей из Университета Портсмута, их открытие можно по праву признать уникальным, так как ранее считалось что, в отличие от янтаря, камедь — главная составляющая экссудатов, выделямых растениями при механических повреждениях или заболеваниях — не способна так долго сохраняться внутри древних пород и окаменевать, поскольку со временем она легко растворяется в воде и вымывается из грунта.

Как объясняют ученые, множество растений вырабатывают экссудаты, причем каждая группа отличается по составу. Но из-за внешнего сходства их легко перепутать, поэтому  важно проводить химический анализ.

Ископаемые листья Welwitschiophyllum с протоками камеди из формации Крато, Бразилия. (А) Лист растения в полную величину с изогнутым основанием, разрушенным волокнистым концом и частично утраченной поверхностью (более светлая часть), обнажающей внутреннюю ткань листа и линейное расположение прожилок; (В) Прожилки камеди обладают янтарно-коричневой структурой; (С) Тонкий поперечный разрез листа, на котором показаны желтые вкрапления камеди в ткани коричневого цвета; (D) Срез листа растения под наклоном, показывающий повторяющийся рисунок протоков камеди янтарного цвета / © Emily A. Roberts, Leyla J. Seyfullah, Robert F. Loveridge, Paul Garside & David M. Martill/CC BY 4.0

«Это новое открытие опровергает основное предположение о том, что растительные смолы не могут сохраняться в ископаемом материале. Оно открыло нам глаза на тот факт, что другие химические вещества растений также могут быть сохранены: мы больше не можем просто делать предположения. Когда мы в первый раз проверили эту смолу, я удивилась: мы подтвердили то, что ранее считалось невозможным», — говорит Робертс.

Welwitschiophyllum считается одним из старейших и малоизученных растений в мире. Однако его единственный выживший родственник — вельвичия — произрастает и сегодня, но исключительно в пределах каменистой пустыни Намиб в Намибии и Южной Анголе.

Вельвичия удивительная из пустыни Намиб / © Getty Images

«Больше всего меня поразило то, что окаменевший сок вельвичии, которая росла на территории современной Бразилии 110 миллионов лет назад, оказался идентичным по химическому составу камеди ее современных африканских родичей. Это очень интересное открытие, учитывая, что Африка и Южная Америка во время мелового периода были единым континентом», — добавляет профессор Дэвид Мартилл.

Ранее ученые обнаружили на севере Мьянмы древний янтарь, который сохранил перья динозавра вместе со вшами. А другая группа биологов исследовала останки миниатюрного древнего животного, застывшего во фрагменте янтаря.