09.08.2018
Редакция Naked Science

Ученые узнали, как синий свет ухудшает зрение

Коротковолновой свет вызвал изменение формы клетки, что привело к ее гибели.

Химики из Университета Толедо (США) провели эксперименты с клетками, которые подвергались излучению синего света, и описали механизм, приводящий к их гибели. Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.

Желтое пятно, или макула, — овальное пигментированное пятно в центре сетчатки, которое обеспечивает позвоночным острое зрение. Предыдущие исследования показали, что синий свет и ультрафиолет приводят к его деградации, что выражается в ухудшении зрения. В настоящей работе ученые раскрыли механизм этого действия.

Ассистент профессора Аджит Карунаратн (Ajith Karunarathne) и его коллеги сосредоточили внимание на химическом строении сетчатки: в частности, на хромопротеидах — альдегидах витамина А, которые еще называют ретиналями. Они могут переходить в транс-форму (all-trans retinal (ATR)), которая токсична в больших количествах. Однако ученые не представляли, какое влияние они оказывают на клеточную мембрану.

Возбужденные синим светом ATR необратимо изменили фосфолипиды клеточной мембраны, что, в свою очередь, привело к всплеску кальция, который изменил форму клетки. Изменение формы повлекло ее смерть. Однако длинноволновой свет не оказал такого же воздействия, как и белый.

Исследователи провели аналогичные эксперименты с клетками сердца, нейронами и раковыми клетками — все они пострадали тем же образом, что и клетки сетчатки. Аджит Карунаратн сказал, что принцип действия универсален и относится ко всем клеткам.

В апреле американские ученые испытали имплантат для больных возрастной макулодистрофией, созданный с использованием стволовых клеток. Он остановил ухудшение зрения у четырех пациентов.