06.06.2017
Редакция Naked Science

Ученые обнаружили, что привело к росту первых городов на Земле

Получить новые данные помог анализ «изотопной подписи».

tell_brak

Древнейшие цивилизации мира возникли на территории Ближнего Востока. В этом регионе впервые появились интенсивное круглогодичное земледелие и многие важнейшие изобретения, такие как гончарный круг. На Ближнем Востоке возникли и первые крупные города.

Растущее население первых городов требовало все больше и больше пищи. Чтобы увеличить урожаи, земледельцы использовали различные подходы. Широко использовался экстенсивный способ ведения хозяйства, при котором расширяют посевные площади. Существовали и методы увеличения урожайности без освоения новых полей: например, при помощи удобрений или ирригации.

Группа археологов из Великобритании, Дании, Польши и США исследовала, какую роль в развитии первых городов сыграло земледелие. Ученые проанализировали сохранившиеся остатки зерен из нескольких поселений северной Месопотамии, эти городища находятся на территории современной Сирии. Используя метод анализа стабильных изотопов углерода и азота («изотопной подписи»), археологи получили сведения о том, как были выращены эти зерна.

По словам ученых, соотношение изотопов азота 15N/14N в зерне отражает содержание тех же изотопов в почве. На их количество в почве влияют некоторые методы земледелия — например, если в качестве удобрения использовали навоз, уровень изотопов 15N растет. Содержание изотопов углерода 13C позволяет судить о том, сколько воды получало растение. Поскольку север Месопотамии отличался сухим климатом, это соотношение обычно говорит не о дождях, а о том, что растения поливали.

Уровень изотопов азота 15N в зависимости от количества удобрений (современные зерна), Nature Plants

Исследователи пришли к выводу: технологии повышения урожайности — полив или применение удобрений — в Месопотамии применялись уже в VII тысячелетии до н. э. Однако с ростом численности населения городов земледельцы переходили к экстенсивной обработке полей, возделывая все новые и новые территории. Методы интенсивного земледелия со временем начинали использовать реже.

Расширение пахотных земель меняло облик городов. Для контроля за территориями требовался развитый бюрократический аппарат, а сами земли постепенно переходили под власть представителей элиты общества. Города превращались в крупные агломерации, объединяющие несколько поселений.

По словам исследователей, экстенсивный подход к земледелию обеспечивал жителей городов пищей, но при изменении политических условий или природных катаклизмах нередко ставил жизнь города под угрозу.

Ранее ученые выяснили, как комбинирование различных сельскохозяйственных культур позволило одной из самых древних цивилизаций Земли выживать на протяжении двух тысяч лет.