Ученые нашли возможные свидетельства жизни на Марсе — Naked Science

Ученые нашли возможные свидетельства жизни на Марсе

В высохших кислотных ручьях найдены следы микроорганизмов. Теперь ученые смогут проработать стратегию поиска следов жизни на Марсе.

marslayers_hirise1

Когда космические агентства пытаются воссоздать марсианские условия на Земле, они направляются в такие места, как пустыня в штате Юта или Долина Смерти. Тем удивительнее факт использования для этих целей Дорсета — региона в Юго-Западной Англии — Имперским колледжем Лондона в качестве модели «средневозрастного» Марса, а точнее его ручьев. Их открытие может пролить свет на вопрос о существовании в прошлом жизни на нашем красном соседе.

Залив Святого Освальда в Дорсете известен своими кислотными серосодержащими ручьями, в которых вряд ли кто-то будет искать доказательства жизни при обычных условиях. Однако ученые нашли следы липидов, или жирных кислот, впечатанные в такие породы с оксидом железа, как гематит и гетит, в ручьях или рядом с ними. По сути, эти липиды — следы микроскопических форм жизни, и их открытие может лечь в основу шаблона по поиску окаменелостей микробов на Марсе. Красную планету так назвали из-за красного оттенка оксида железа, в том числе гематита, который может формироваться при обезвоживании гетита.

Сегодня общепринятым считается мнение, что часть Марса в прошлом была покрыта водой, которая в итоге испарилась, оставив большую часть планеты сухой и пыльной. Однако вплоть до того рокового момента ручьи Красной планеты вполне могли походить на дорсетские, включая кислотную составляющую.

Кислотные ручьй в Заливе Святого Освальда в Дорсете образуют породы с оксидом железа, подобные марсианским

«Залив Святого Освальда — это современный микрокосм средневозрастного Марса. Когда кислотные ручьи высыхают, как в период высыхания на Марсе, они оставляют гетитные минералы, сохраняющие на себе жирные кислоты, которые действуют как биологические сигнатуры», — говорит доктор Джонатан Тэн, один из исследователей.

Основываясь на своих подсчетах, авторы предполагают, что на Марсе могли сохраниться тысячи метрических тонн липидов, которых хватит, чтобы заполнить 12 тысяч олимпийских бассейнов. Другими словами, при изучении Красной планеты на предмет следов жизни исследователи смогут использовать те же методы, что и на Земле.

Ученые предполагают, что на Марсе остались следы тысяч метрических тонн липидов

«Если там была жизнь, прежде чем вода высохла, ее остатки должны были сохраниться в марсианском камне, — говорит Марк Сефтон, также связанный с исследованием. — Однако нам еще предстоит найти убедительные следы органической материи, которые служили бы признаком исчезнувшей жизни на Красной планете».

В ближайшем будущем нас ждут миссии на Марс, в ходе которых многое может проясниться. Нам остается только наблюдать за учеными на Земле и ждать новых открытий от первых колонистов нашего ближайшего соседа.