Пустыня Атакама может быть ключом к поиску жизни на Марсе — Naked Science

Пустыня Атакама может быть ключом к поиску жизни на Марсе

4.5

Ученые из США и Испании обнаружили разнообразие микробиоты в неглубоких недрах самой засушливой пустыни на Земле и предположили, что подобная картина может наблюдаться на Марсе.

Пустыня Атакама / ©staff-online.ru

Исследование опубликовано в журнале Nature Scientific Reports. Известно, что марсианские почвы крайне иссушены, поэтому пустыня Атакама в Чили — самое засушливое место на Земле — подробно изучается в качестве аналога почв Марса по такому параметру, как почти полное отсутствие влаги. Кроме того, содержание солей и других веществ в Атакаме тоже аналогично тому, что есть в почве Красной планеты.

Ученые из Корнеллского университета (США) и Центра астробиологии в Испании изучили состав почвы в самом засушливом районе пустыни и выяснили, что на глубине всего 30 сантиметров от поверхности находится влажный слой глины. Влажность в нем поддерживается на уровне 78 процентов, и слой полностью изолирован от изменчивых и чрезвычайно агрессивных климатических условий самой Атакамы.

Глинистый слой богат смектитом — минералом, удерживающим влагу, в котором живут по крайней мере 30 галофильных метаболически активных видов бактерий и архей. Поэтому ученые считают, что если микроорганизмы когда-то существовали на Марсе, то их следует искать именно в таких слоях. Помимо этого, микробы могут обитать там и сегодня.

В ближайшие годы на Красную планету должны высадиться три марсохода — Perseverance, Rosalind Franklin и Tianwen-1. Главная цель первых двух — поиск биосигнатур в глинистых отложениях. И тот, и другой должны приземлиться в областях, богатых смектитом, на месте высохших водоемов. Исследователи прогнозируют, что там могут сохраниться микроорганизмы или их следы.