Ученые нашли факторы риска болезни Альцгеймера за пределами мозга — Naked Science

Ученые нашли факторы риска болезни Альцгеймера за пределами мозга

Исследователи пришли к выводу, что кровеносная система способна переносить в ткани мозга бета-амилоиды, сформировавшиеся в других органах.

f0117797-brain_nerve_cells_affected_by_alzheimers-spl

Болезнь Альцгеймера — одно из самых распространенных нейродегенеративных заболеваний в мире. Долгое время считалось, что процессы, ведущие к развитию болезни, начинаются только в самом мозге. Однако авторы новой работы предположили, что эти процессы могут зарождаться и в других органах. Этот факт поможет в разработке новых препаратов против заболевания. Такие лекарства будут воздействовать на другие органы, не давая разрушительным процессам добраться до мозга.

Одно из характерных проявлений болезни — накопление в тканях мозга амилоидных бляшек. Это плотные скопления белка Aβ42 (один из бета-амилоидов), свернутого в бета-складки. Исследователи предположили, что кровь может переносить в мозг бета-амилоиды, сформировавшиеся в других органах. Чтобы проверить эту гипотезу, ученые использовали два типа мышей: здоровых и генетически модифицированных. Вторая группа была склонна к образованию больших количеств бета-амилоидов в организме.

Здоровых животных и мышей-мутантов хирургически «соединили» попарно — так, чтобы сформировалась общая кровеносная система. Этот метод называется «парабиозом». В таком состоянии животные прожили год. За это время амилоидные бляшки сформировались и в организме здоровых мышей. Также в их мозге возникли структуры, напоминающие нейрофибриллярные клубки — это другой тип скопления белков и еще один признак болезни Альцгеймера у людей. Исследователи отметили и еще несколько признаков, схожих с проявлениями заболевания: разрушение клеток мозга, воспаления и небольшие кровоизлияния.

Известно, что бета-амилоиды формируются не только в мозге, но и в мускулах и кровеносных сосудах. Вещество-предшественник бета-амилоида (amyloid precursor protein, APP) возникает во многих органах. По словам авторов новой работы, их исследование впервые показало, что такие «внешние» бета-амилоиды способны влиять на нарушения в мозге.

Комментирует один из авторов работы Вейонг Сонг (Weihong Song): «Гемато-энцефалический барьер с возрастом слабеет. Это позволяет большему количеству бета-амилоидов проникать в мозг, дополняя тот объем, который производится в самом мозге, и ускоряя ухудшение состояния».

Исследование опубликовано в журнале Molecular Psychiatry.

Ранее ученые пришли к выводу, что легкие черепно-мозговые травмы могут повышать риск развития болезни Альцгеймера.

По словам палеонтологов, новый вид гигантских зауроподов входит в топ-15 крупнейших динозавров в мире и принадлежит группе титанозавров.

Международная команда ученых провела масштабное исследование, в ходе которого проанализировала распространенность табакокурения, связанных с ним болезней и их последствий для 204 стран с 1990 по 2019 год.

Новейшую российскую колесную боевую машину «Бумеранг» наделили возможностью дистанционного управления при помощи мобильного телефона. Ранее стало известно, что Россия хочет получить робототехнические средства, сравнимые по огневой мощи с танками.