31.05.2017
Редакция Naked Science

Ученые нашли движущую силу расселения древних людей

Геологические особенности Восточной Африки сыграли важную роль в миграциях человечества.

stock-photo-87507757
©Wikipedia / Автор: Godefridus Victorinus

Ранние этапы эволюции человека прошли в Африке. В ходе развития люди постепенно расселялись по все более обширным территориям, и около 1,9 млн лет назад представители рода Homo впервые вышли за пределы континента.

В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications, международная группа ученых заявила: одну из ключевых ролей в расселении сыграли особенности накопления грунтовых вод в африканской почве. По словам исследователей, в период первых миграций за пределы континента количество осадков периодически менялось. Оно зависело от характера африканских муссонов — устойчивых ветров, которые меняют направление в зависимости от сезона. Муссоны становились то сильнее, то слабее, каждый цикл составлял около 23 тысяч лет. В засушливые периоды единственным надежным источником питьевой воды становились родники — подземные воды, выходящие на поверхность.

Ведущий автор исследования Марк Катберт (Mark Cuthbert) говорит: «Мы обнаружили, что геология действительно играет важную роль в том, сколько осадков накапливается в почве в незасушливые периоды. Моделирование показало, что многие источники не пересыхают даже в долгие засушливые периоды, поскольку запас подземных вод выступает в качестве “страховки” при изменении климата».

Ученые составили карту современных родников на территории Восточно-Африканского рифта. Эта крупная «впадина» африканского рельефа простирается от Эфиопии до Мозамбика и занимает значительную часть Восточной Африки. При этом других потенциальных источников питьевой воды на большей части территории практически нет. Небольшие реки пересыхают, в воде озер много щелочей и солей. Ученые полагают, что в эпоху первичного расселения людей родники также были едва ли не единственным источником воды помимо крупных рек.

Некоторые из африканских родников ученые объединили в группу устойчивых источников воды. Такие родники находятся в засушливых и полузасушливых районах и не пересыхают вне зависимости от сезона и климатических изменений. Затем на карту родников наложили точки стоянок древних людей.

Стоянки древних людей и источники, Nature Communications

Ученые смоделировали несколько сценариев изменений климата с учетом движения оси вращения Земли. При создании сценариев использовали метод агентного моделирования. Моделирование подтвердило, что главными источниками воды были крупные реки и родники.

По словам исследователей, устойчивые родники были «привалами», где группы людей могли надолго останавливаться на пути расселения. Поскольку там могли встретиться несколько таких групп, родники повлияли на генетическое разнообразие популяций.