18 июля
Анна Новиковская

На юге Китая нашли дальнего родственника индейцев

3.0

Проанализировав геном древнего человека, жившего в позднем плейстоцене на юге Китая, ученые обнаружили, что он принадлежит к прежде неизвестной генетической линии людей, которые приходятся дальними родственниками коренным американцам.

Портрет человека из пещеры Красного Оленя на юге Китая, жившего 14 тысяч лет назад / © phys.org

Около 30 лет назад археологи обнаружили в пещере Красного Оленя, расположенной в провинции Юньнань на юге Китая, большое захоронение человеческих окаменелостей. Углеродный анализ показал, что возраст останков составляет около 14 тысяч лет и они относятся к позднему плейстоцену, когда люди современного типа мигрировали во многие части света.

Особенный интерес ученых вызвала черепная коробка, в строении которой причудливо сочетались черты современных и архаичных людей. Например, форма черепа напоминала череп неандертальца, а его мозг оказался меньше, чем у современного человека. На основе этого ученые предположили, что «человек Красного Оленя», на самом деле, принадлежал к неизвестному виду либо был гибридом современного и архаичного человека.

В 2018 году китайские ученые провели генетический анализ останков из пещеры Красного Оленя, чтобы наконец-то раскрыть правду. Секвенирование прошло успешно и показало, что «человек Красного Оленя» принадлежал к неизвестной до этого генетической линии современных людей, выжившие потомки которой сейчас заселяют Юго-Восточную Азию.

Находка также дала ученым подсказки о том, как древние люди заселяли Азию и перебрались в Америку, положив начало истории североамериканских индейцев. Поскольку генетическое разнообразие древних людей на юге намного выше, чем на севере, логично предположить, что предки индейцев жили в Юго-Восточной Азии, после чего вдоль береговой линии двинулись на север, через Японию и Сибирь к Берингову перешейку, в то время соединявшему Старый Свет с Новым.

Вход в пещеру Красного Оленя и найденная в ней черепная коробка древнего человека / © 10.1016/j.cub.2022.06.016

В дальнейшем исследователи планируют изучить ДНК более древних людей, предшествовавших обитателям пещеры Красного Оленя. Это не только поможет воссоздать более полную картину человеческого расселения по миру, но и отследить, как люди приспосабливались к новым условиям — например, меняя цвет кожи в ответ на смену интенсивности ультрафиолетового излучения.