Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Кости птиц на стоянках древних людей рассказали об изменении маршрутов миграций
Ученые определили, что в период неолита — 6–3 тысячи лет до нашей эры — на территории современной Смоленской области можно было встретить птиц, пути миграции которых сейчас сместились в более северные или более южные регионы России — краснозобую гагару, обыкновенную квакву, желтую цаплю, кудрявого пеликана и савку. На это указали находки костей в поселениях охотников-собирателей того времени. Кроме того, исследователи обнаружили на стоянках немногочисленные изделия с изображениями птиц, что говорит о том, что в период неолита эти животные рассматривались не только как объекты промысла, но могли быть включены и в символическую или ритуальную сферу жизни древних людей.
Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Documenta Praehistorica. В древние времена люди часто использовали кости различных животных, в том числе птиц, для изготовления украшений и ритуальных предметов. По останкам, найденным на стоянках древних людей, археологи изучают принципы охоты, сезонность промысла и особенности жизни в различных поселениях. Кроме того, остатки костей могут рассказать о том, какие птицы обитали тысячи лет назад на той или иной местности и какими были маршруты их миграций.
Исследователи из Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), Зоологического института РАН (Санкт-Петербург) с коллегами из Университета Париж I Пантеон-Сорбонна (Франция) и Лодзинского университета (Польша) проанализировали кости птиц на семи стоянках охотников-собирателей, живших в эпоху неолита (6–3 тысяч лет до нашей эры) в Днепро-Двинском междуречье на Северо-Западе России. Здесь — в торфяно-болотных почвах — сложились благоприятные условия для сохранения остатков поселений эпохи неолита. Кроме того, этот район интересен тем, что здесь хорошо сохранились многочисленные свидетельства изменения климата в древности. Это особенно важно сейчас, поскольку позволяет изучать влияние древнего человека на экологические ниши, а также реакцию животного мира и человеческих сообществ на резкие климатические изменения.
Авторы проанализировали 757 костей птиц возрастом 6–3 тысяч лет до нашей эры, собранных во время многочисленных экспедиций с 1970 по 2023 год. Ученые сравнили их с современными образцами, хранящимися в Зоологическом институте РАН, и определили по ним 57 видов из четырех экологических групп: околоводные, лесные, опушечные и лугово-степные. Из них больше всего — до 93 процентов — оказалось водоплавающих птиц, что связано с близостью мелких рек и существовавших в древности озер, а также озер, сохранившихся до нынешнего времени (Жижицкого и Усвятского). Исследователи считают, что таких водоплавающих птиц, как, например нырковые утки, охотники могли ловить с помощью сетей.
Ученые предположили, что больше всего птиц местные охотники добывали в периоды миграции в теплое время года, весной или осенью. На это указало то, что среди находок доминировали перелетные виды и оказалось совсем небольшое количество молодых особей, еще не способных к миграциям. Такая сезонная добыча могла быть важным пищевым ресурсом для древних сообществ охотников-собирателей, а также сообществ, ориентированных на производящее хозяйство.
В ходе полувековых исследований удалось найти и описать более двух десятков украшений и орудий, изготовленных из костей птиц, чаще всего уток, а в единичных случаях — серой цапли и крупных хищных птиц. Также были найдены предметы с изображениями птиц: подвески и лопатки из ребер лося, на которых можно различить водоплавающих птиц, а также, возможно, ворону и тетерева. Это указывает на то, что в конце 4–3 тысячелетия до нашей эры птицы могли быть включены в ритуальную сферу жизни древних людей.
Археологи также отметили, что на изученных стоянках видовой состав птиц несколько различался. Ученые связывают это с особенностями природных условий в различные хронологические периоды, когда существовали эти стоянки, особенностями ландшафтов, сезонностью обитания, типами деятельности на каждой стоянке, пищевыми предпочтениями древних сообществ и ролью, которую птицы играли в жизни различных групп охотников-собирателей.
Сравнение находок с данными о современном распространении птиц показало, что пути миграции и ареал распространения некоторых видов менялись в различные периоды под воздействием климатических изменений — похолоданий и потеплений. Так, например, современная южная граница ареала краснозобой гагары, кости которой были найдены на древних стоянках на территории Смоленской области, сейчас проходит по Южной Карелии.
«Несмотря на то, что жители Днепро-Двинского междуречья в эпоху неолита часто изготавливали орудия и украшения из костей и зубов, кости птиц использовались достаточно редко и, как правило, для создания пронизок (бусин) или приспособлений для сучения веревок. Однако в конце 4–3 тысячелетия до нашей эры на местных стоянках появляются изделия с изображениями птиц, фигурки птиц, и это может уже говорить об особой роли отдельных их видов в культуре древнего населения региона», — рассказывает руководитель проекта, поддержанного грантом РНФ, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа Екатерина Долбунова.
Город изменил образ жизни диких животных и вынудил их приспосабливаться. Американский исследователь, разъезжая на своей машине, заметил необычное охотничье поведение ястребов Купера — некоторые из них перелетают в город. Несколько часов наблюдений показали: хищник, по-видимому, научился мониторить автомобильный трафик и распознавать смену сигналов светофора, выбирая лучший момент для охоты на других городских птиц.
Развитие транспортной инфраструктуры — один из ключевых факторов улучшения качества жизни горожан. Особенно остро стоит проблема сообщения между мегаполисами и близлежащими городами. Специалисты компании UST Inc. на примере городов — спутников белорусской столицы рассчитали, как применение надземных транспортно-инфраструктурных комплексов могло бы решить эту проблему.
У семи похожих друг на друга землеподобных экзопланет системы TRAPPIST-1 одна общая проблема — они обращаются вокруг красного карлика, а такие звезды известны своими экстремальными вспышками. Ученые задаются вопросом, насколько критична для этих миров радиация их солнца и есть ли у них шансы сохранять богатую водой атмосферу в таких условиях. По итогам недавних подсчетов планетологи сделали обнадеживающий вывод: даже слабая вулканическая активность может восполнять потери водяного пара над поверхностью.
Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.
Ученые из медицинского исследовательского центра трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова и РТУ МИРЭА разрабатывают инновационную технологию к регенерации хрящевой ткани, который может изменить подход к лечению артрозов и травм суставов.
Город изменил образ жизни диких животных и вынудил их приспосабливаться. Американский исследователь, разъезжая на своей машине, заметил необычное охотничье поведение ястребов Купера — некоторые из них перелетают в город. Несколько часов наблюдений показали: хищник, по-видимому, научился мониторить автомобильный трафик и распознавать смену сигналов светофора, выбирая лучший момент для охоты на других городских птиц.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии