Ученые: человечество достигло максимума возможностей своего биологического вида — Naked Science

Ученые: человечество достигло максимума возможностей своего биологического вида

Масштабное исследование показало, что мы уже достигли максимальных размеров, продолжительности жизни и силы, какие только возможны для нашего вида.

human-evolution-wide

Как и у любого биологического вида, у людей есть определенные границы. Ни при каких самых благоприятных условиях мы не сможем набрать рост жирафа или бегать быстро, как гепард. И похоже, что человечество уже выжало из своей природы максимум возможного. На это указывает большая работа французских ученых, охватившая данные последних 120 лет. Ее результаты публикует журнал Frontiers in Physiology.

Все последние столетия человечество демонстрировало впечатляющий и стабильный прогресс. Благодаря успехам медицины и гигиены, лучшему питанию и условиям каждое следующее поколение живет все дольше, средний его представитель становится здоровее, крупнее и сильнее. Это питает самые радужные прогнозы: в самом деле, если продолжить этот рост в будущее с теми же темпами, то получится, что уже ныне родившиеся дети смогут жить головокружительно долго и достигнут совершенно новых высот. Увы, тут предел нам ставит сама биология.

Профессор медицины из Университета Париж Декарт Жан-Франсуа Туссен (Jean-François Toussaint) собрал авторитетную междисциплинарную команду, включающую врачей, генетиков, антропологов. Они провели серию масштабных обзоров, накопленных с начала ХХ в. исторических данных по продолжительности жизни, среднему росту и физическим способностям, учли влияние генетических факторов и внешней среды. «Эти черты больше не растут, – констатирует профессор Туссен, – несмотря на продолжающийся прогресс в питании, медицине и науке. Это показывает, что современное общество уже позволило виду достичь собственных границ. Мы – первое поколение, которое это осознает».

В самом деле, по словам ученых, если прежде по этим параметрам люди устанавливали один рекорд за другим, то в последние годы максимумы практически не растут. В целом, человечество вышло на плато – и лишь увеличивается пропорция людей, которые приблизились к этим показателям. Максимальная зарегистрированная продолжительность жизни так и не превысила примерно 120 лет, средний рост с 1980-х остается на уровне примерно 170 см для женщин и 180 см для мужчин, и даже скорость обновления спортивных рекордов резко упала.

Впечатляющий рост результативности атлетов в различных спортивных дисциплинах между 1900 и 1980 гг. давно сменился стабильным плато. Вверху показаны данные для женщин, внизу – для мужчин. Синий цвет – бег на 800 м, зеленый – прыжки в высоту, оранжевый – толкание ядра / ©Adrien Marck et al., 2017

Однако и этого уровня достичь получится не у всех. Ученые считают, что все более заметные изменения окружающей среды могут заставить нас снова «откатиться» к прежним размерам и сроку жизни. «То снижение человеческих возможностей, которое мы наблюдаем уже сегодня, указывает на перемены в окружающей среде, включая климатические, – говорит профессор Туссен. – За последнее десятилетие в некоторых странах Африки средний рост жителей уменьшился; это показывает, что некоторые сообщества уже не могут предоставлять достаточное питание всем детям, поддерживать здоровые условия существования для них».

На поверхности Ганимеда, самого большого спутника во всей Солнечной системе, обнаружены следы самого большого ударного кратера, диаметр которого достигает 7800 километров.

Исследователи из Сколтеха, МГУ и Института проблем передачи информации имени А.А. Харкевича (ИППИ РАН) исследовали геномы около 200 штаммов бактерий, чтобы установить, без каких белков в составе рибосомы можно обойтись и почему клетка может нормально функционировать и без них.