28.06.2016
Редакция Naked Science

У карликовой планеты Макемаке нашелся спутник

На снимках космического телескопа Hubble астрономы обнаружили луну у последней из четырех крупных карликовых планет в далеком поясе Койпера.

makemake-illustration

Алекс Паркер (Alex Parker) из Юго-Восточного исследовательского института в Техасе и его коллеги анализировали снимки широкопольной камеры 3, работающей на борту космического телескопа Hubble. «Есть еще вещи, ждущие того, чтобы быть открытыми, – заметил по итогам работы ученый, – даже там, куда люди уже заглядывали не раз». Сообщение о находке Паркер с соавторами опубликовали в Astrophysical Journal Letters.

Покрытая метановым снегом, ледяная карликовая планета Макемаке была открыта в 2005 году. Ее орбита пролегает далеко за Нептуном, в поясе Койпера: по архивным снимкам ее удалось проследить на несколько десятилетий в прошлое, показав, что время от времени Макемаке оказывается ближе к Солнцу, чем Плутон. Считается, что это – слегка сплющенное с полюсов тело в 3/4 размера Плутона, диаметром приблизительно 1400 км и очень темное.

Впрочем, спутник, получивший рабочее название МК2, темнее Макемаке во много сотен раз, а размеры его, по приблизительным оценкам, вряд ли превышают 150 км. Большую часть времени в своем движении вокруг карликовой планеты спутник проводит, скрываясь в ее слабом блеске, из-за чего до сих пор не был замечен астрономами.

Два снимка Макемаке сделаны с разницей примерно в двое суток; на первом виден небольшой спутник / ©NASA/Hubble WFC3/SwRI/Alex Parker

Новое открытие в очередной раз показывает, что размер имеет не столь уж решающее значение: с обнаружением МК2 нам известны спутники у всех четырех карликовых планет за орбитой Нептуна – Плутона, Эриды, Макемаке и Хаумеи – один, а то и несколько. То, насколько часто у этих небольших объектов обнаруживаются спутники, на самом деле, довольно странно. Возможно, в прошлом население этих далеких областей Солнечной системы пережило период активнейших столкновений и бомбардировок. Указать на это помогут дальнейшие исследования МК2 и его состава.