Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
09.11.2018
Редакция Naked Science

Спутниковые данные раскрыли ландшафты древних континентов под Антарктидой

Из всех континентов нашей планеты меньше всего мы знаем обо льдах Антарктиды. Чтобы расширить эти представления, международная группа ученых с помощью спутниковых снимков раскрыла скрытую от глаз структуру этого континента.

ice-reveal-3

Из-за отдаленного местоположения и обилия льда выявить геологические характеристики Антарктики представляется довольно сложной задачей, однако благодаря данным, полученным со спутника GOCE (Gravity Field and Steady-State Ocean Circulation Explorer), ученые смогут составить новое представление о том, как сформировалась Антарктида и как могут функционировать ее тектонические плиты. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

«В Восточной Антарктиде мы видим увлекательную мозаику самых разных геологических особенностей, которая выявляет фундаментальные сходства и различия между земной корой под Антарктидой и другими континентами, к которым она присоединилась до 160 миллионов лет назад», — говорит один из соавторов работы Фаусто Ферраччоли (Fausto Ferraccioli) из Британской антарктической службы.

По словам ученых, когда-то Антарктида была частью суперконтинента Гондвана, который начал распадаться около 130 миллионов лет назад. Вместе с тем связь между Антарктидой и Австралией сохранялась еще 55 миллионов лет назад.

Данные GOCE демонстрируют тектоническую структуру Антарктиды / © European Space Agency, ESA

Объединив показания GOCE с сейсмологическими данными, исследователи смогли создать 3D-карту земной литосферы, состоящей из коры и расплавленной мантии. В эту литосферу входят горные хребты, океанские спины и скалистые зоны, называемые кратонами, — остатки древних континентов, встроенные в их современных «потомков».

«Чтобы получить более последовательное изображение земной коры и верхней мантии в 3D, мы объединим данные со спутника с сейсмологическими данными, что позволить нам яснее понять, как взаимодействуют тектоника плит и динамика глубинной мантии», — говорит соавтор исследования Йорг Эббинг (Jörg Ebbing) из Кильского университета в Германии.

Помимо прочего, ученые обнаружили, что кора и литосфера Западной Антарктиды более тонкие, чем у Восточной: последняя имеет мозаику старых кратонов, чередующихся с более тонкими областями скалы, подобно Индии и Австралии, с которыми она когда-то была единым целым.
Полученные данные полезны не только для отслеживания остатков древних континентов за последние 200 миллионов лет: они пригодятся и для того, чтобы выяснить, как ледниковые плиты над основным ландшафтом могут реагировать на более теплые температуры.

С таким большим количеством переменных, которые необходимо учитывать в прогнозах относительно таяния антарктических льдов, любые новые знания могут значительно облегчить работу ученых. По словам Ферраччоли, полученные гравитационные изображения значительно помогут исследователям в изучении самого неизвестного континента Земли.