Спутниковые данные раскрыли ландшафты древних континентов под Антарктидой — Naked Science

Спутниковые данные раскрыли ландшафты древних континентов под Антарктидой

Из всех континентов нашей планеты меньше всего мы знаем обо льдах Антарктиды. Чтобы расширить эти представления, международная группа ученых с помощью спутниковых снимков раскрыла скрытую от глаз структуру этого континента.

ice-reveal-3

Из-за отдаленного местоположения и обилия льда выявить геологические характеристики Антарктики представляется довольно сложной задачей, однако благодаря данным, полученным со спутника GOCE (Gravity Field and Steady-State Ocean Circulation Explorer), ученые смогут составить новое представление о том, как сформировалась Антарктида и как могут функционировать ее тектонические плиты. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

«В Восточной Антарктиде мы видим увлекательную мозаику самых разных геологических особенностей, которая выявляет фундаментальные сходства и различия между земной корой под Антарктидой и другими континентами, к которым она присоединилась до 160 миллионов лет назад», — говорит один из соавторов работы Фаусто Ферраччоли (Fausto Ferraccioli) из Британской антарктической службы.

По словам ученых, когда-то Антарктида была частью суперконтинента Гондвана, который начал распадаться около 130 миллионов лет назад. Вместе с тем связь между Антарктидой и Австралией сохранялась еще 55 миллионов лет назад.

Данные GOCE демонстрируют тектоническую структуру Антарктиды / © European Space Agency, ESA

Объединив показания GOCE с сейсмологическими данными, исследователи смогли создать 3D-карту земной литосферы, состоящей из коры и расплавленной мантии. В эту литосферу входят горные хребты, океанские спины и скалистые зоны, называемые кратонами, — остатки древних континентов, встроенные в их современных «потомков».

«Чтобы получить более последовательное изображение земной коры и верхней мантии в 3D, мы объединим данные со спутника с сейсмологическими данными, что позволить нам яснее понять, как взаимодействуют тектоника плит и динамика глубинной мантии», — говорит соавтор исследования Йорг Эббинг (Jörg Ebbing) из Кильского университета в Германии.

Помимо прочего, ученые обнаружили, что кора и литосфера Западной Антарктиды более тонкие, чем у Восточной: последняя имеет мозаику старых кратонов, чередующихся с более тонкими областями скалы, подобно Индии и Австралии, с которыми она когда-то была единым целым.
Полученные данные полезны не только для отслеживания остатков древних континентов за последние 200 миллионов лет: они пригодятся и для того, чтобы выяснить, как ледниковые плиты над основным ландшафтом могут реагировать на более теплые температуры.

С таким большим количеством переменных, которые необходимо учитывать в прогнозах относительно таяния антарктических льдов, любые новые знания могут значительно облегчить работу ученых. По словам Ферраччоли, полученные гравитационные изображения значительно помогут исследователям в изучении самого неизвестного континента Земли.