02.02.2017
Редакция Naked Science

Быстрое обледенение Антарктиды связали с сильными дождями

Антарктида не всегда была такой холодной и снежной, но обледенела она стремительно. Ученые связали это с перераспределением течений и... дождями.

headlineimage

Около 34 млн лет назад остывшая и переместившаяся к Южному полюсу Антарктида, до того бывшая лишь умеренно холодной, стремительно покрылась льдом. К нашему времени антарктический ледяной щит стал крупнейшим на планете. В нем содержится порядка 30 млн куб. км льда – около 80 процентов всей пресной воды на планете, – а сама Антарктида остается самым холодным местом на ней.

В статье, опубликованной журналом Nature Geoscience, геологи объяснили столь мощное охлаждение действием двух факторов. Во-первых, пролив Дрейка, разделяющий Антарктиду и Южную Америку, стал глубже и шире, что усилило перемешивание воды в полярных широтах Тихого и Атлантического океанов. Теплые течения – такие как Гольфстрим – стали быстрее направляться к северу, обеспечивая ускоренное охлаждение Антарктики.

Все это позволило проявиться второму фактору: снижению уровня углекислого газа в атмосфере. Оно падало еще с начала кайнозоя, более 60 млн лет назад, однако перемены в океанских течениях резко ускорили этот процесс. Дожди стали идти гораздо чаще, «вымывая» из воздуха углекислый газ, который, взаимодействуя с горными породами, связывался в них. Соответственно, снижалось и его согревающее «парниковое» действие.

Стоит сказать, что до сих пор перераспределение океанских течений за счет увеличения пролива Дрейка, с одной стороны, и падение содержания углекислого газа в атмосфере, с другой, рассматривались как конкурирующие гипотезы для объяснения обледенения Антарктики. Авторам новой работы удалось объединить обе версии.

«Для нас это чрезвычайно интересный урок», – подчеркивает один из авторов, профессор канадского Университета Макгилла Гален Хэлверстон (Galen Halverson). В самом деле, ученые показывают картину «переключения» климата между двумя стабильными состояниями: ледники либо отсутствуют, либо быстро и полностью покрывают материк.