Способности Homo sapiens к рисованию объяснили техникой охоты — Naked Science

Способности Homo sapiens к рисованию объяснили техникой охоты

Психолог связал способности Homo sapiens к созданию реалистичных наскальных рисунков с использованием метательного копья для охоты.

chauvet_lions

Ученым известно немало наскальных рисунков Homo sapiens, в то время как неандертальцы такого наследия не оставили. Психолог из Калифорнийского университета в Дейвисе Ричард Косс предположил, что эта разница может быть связана с техниками охоты древних людей. По мнению ученого, хороший глазомер наших предков и их способность выполнять реалистичные рисунки — результат использования метательных копий.

Известно, что неандертальцы использовали для охоты в основном короткие и тяжелые копья, более эффективные на небольших расстояниях. Homo sapiens активно пользовались легкими метательными копьями, а также копьеметалками. Косс считает, что одна из причин такой разницы — климат. По мнению ученого, животные, обитающие на открытых пространствах Африки, чаще оказывались более осторожными, чем крупная и хорошо приспособленная к холоду дичь древней Европы, на которую охотились неандертальцы. Поскольку животные вели себя все осторожнее, умение пользоваться метательным копьем развивалось.

По мнению Косса, охота с помощью метательного снаряда и рисование требуют похожих навыков, в том числе внимательности к деталям и развитой зрительно-моторной координации. Психолог полагает, что наскальные рисунки могли служить людям «учебником», помогающим тренировать наблюдательность и выделять слабые места дичи. Также «искусство» сыграло важную роль в социальной жизни Homo sapiens, позволяя им изображать то, что они запомнили.

Косс пришел к выводу, что необходимость постоянно анализировать обстановку, прицеливаясь для броска, постепенно изменила и мозг Homo sapiens — так они могли получить более развитую кору теменной доли мозга. Эта зона играет важную роль в обработке зрительной информации, анализе пространства и ориентировании.

Статья Косса опубликована в журнале Evolutionary Studies in Imaginative Culture