Закрыть10

Системы экзопланет сравнили с горошинами в стручке

Статистика показала, что в каждой отдельно взятой системе планеты похожи друг на друга сильнее, чем этого можно было бы ожидать, причем их размеры не зависят от массы их звезды.

29 июн 2017 Руслан Зораб Комментариев: 0

Большая команда астрономов из США и Канады во главе с Филипом Кэргайлом (Phillip Cargile) из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики проанализировала данные по 909 далеким экзопланетам в 355 звездных системах, которые были собраны космическим телескопом Kepler. Ученые рассмотрели радиус и орбиты экзопланет, а также массу и активность их звезд, заметив странную особенность: планеты в системе, как правило, близки друг к другу по размерам и расположены более упорядоченно, чем этого можно было бы ожидать – «как горошины в стручке». Причем от свойств звезды это, похоже, мало зависит.

«Мы обнаружили, что планеты в одной и той же системе часто ближе друг к другу по размерам, чем если бы они распределялись случайным образом, – пишут авторы в статье, представленной на сервисе препринтов ArXiV. – Это так даже для одинаковых материнских звезд: мы обнаружили, что корреляция между размерами планет и массой звезды если и существует, то крайне незначительна. Не масса звезды, а какая-то другая характеристика или другой процесс создает близость размеров планет».

Пожалуй, такая картина не слишком согласуется с существующими представлениями об образовании и росте планетных систем, ведь они появляются из вещества горячего и плотного газопылевого диска, который окружает молодую звезду. У более тяжелой звезды вещества может собраться намного больше, так что связь между массой и размерами планет должна была бы быть, но ее практически нет.

Рассматривая другие возможные факторы, которые определяют рост планет, Филип Кэргайл и его коллеги разворачивают свое внимание на 180 градусов, направляя его на другого героя этого процесса – сам протопланетный диск. Быть может, именно его свойства – масса и плотность или количество и распределение твердых частиц – в основном и определяют облик будущей системы планет.

Астрономы рассказывают и о других найденных статистических закономерностях экзопланетных систем. Так, если соседние планеты в системе неодинакового размера, то в большинстве случаев (65 процентов) внутренняя меньше внешней, а если она еще и быстро вращается или получает мощный поток излучений (находится близко к своей звезде), то эта особенность выражена еще сильнее – видимо, из-за испарения вещества планеты под действием излучения.

И таки да, если упрощать, то мобильные пусковые...