Шизофрению связали с нарушениями функций плаценты — Naked Science

Шизофрению связали с нарушениями функций плаценты

Ученые выяснили, что ряд генов, связанных с риском развития шизофрении, влияет на состояние плаценты во время беременности. По мнению ученых, патологии плаценты могут сказываться на раннем развитии мозга.

rodiliste-beba-bebe

Международная группа исследователей пришла к выводу, что патологии плаценты могут быть одной из причин развития шизофрении. Также результаты работы могут объяснить, почему у мужчин заболевание диагностируют в среднем раньше, чем у женщин. Исследование опубликовано в журнале Nature Medicine.

Шизофренией страдают 0,3-0,7% населения Земли. Известно, что с развитием болезни связано более 100 различных генетических локусов. Большая часть связанных с шизофренией генов экспрессируется в головном мозге, но некоторые гены «работают» и в других органах. Авторы новой работы предположили, что эти гены могут влиять на функции плаценты и, соответственно, на внутриутробное развитие ребенка.

Ученые исследовали результаты генетического анализа около 2,8 тысячи жителей США, Германии, Италии и Японии. У 2038 участников исследования была диагностирована шизофрения. Авторы работы сопоставили эту информацию с данными о том, как протекала беременность у матерей участников, а также о проблемах во время родов. Выяснилось, что при наличии генетической предрасположенности серьезные осложнения беременности и родов — например, преэклампсия — значительно повышали риск развития шизофрении у ребенка. При одинаковом генетическом риске серьезные осложнения увеличивали вероятность заболевания примерно в пять раз.

Затем исследователи изучили образцы тканей плаценты недавно родивших женщин. У тех, кто столкнулся с осложнениями беременности и родов, гены, связанные с развитием шизофрении, экспрессировались в тканях плаценты намного чаще. Также у них чаще встречались патологии плаценты — например, воспаления. По словам ученых, состояние плаценты оказалось «связующим звеном» между генетической предрасположенностью к заболеванию и осложнениями беременности, влияющими на вероятность возникновения шизофрении.

Нарушения работы плаценты при повышенном генетическом риске развития шизофрении чаще обнаруживали у мальчиков, чем у девочек. Известно, что шизофрению у мужчин выявляют несколько чаще, чем у женщин, и симптомы заболевания у них обычно проявляются раньше. Дальнейшие исследования помогут разобраться, может ли плацента влиять на риск развития заболевания в зависимости от пола ребенка.

Ранее ученые создали силиконовую микросхему для моделирования транспортировки питательных веществ через плацентарный барьер.