27.07.2021
3 703

Новый биомаркер поможет выявлять шизофрению по анализу крови

4.8

Ученые выяснили, как показатели «цитоскелетного белка» CRMP2 можно использовать для диагностики шизофрении по анализу крови.

Shutter Island, 2010
Shutter Island, 2010 / © Getty Images

Шизофрения — серьезное психическое расстройство, при котором люди неправильно интерпретируют реальность. Болезнь зачастую выражается в сочетании галлюцинаций, бреда, крайне неупорядоченного мышления и поведения, неспособности нормально функционировать — все это ухудшает качество повседневной жизни и может приводить к инвалидности. Страдающим шизофренией зачастую требуется пожизненное лечение, ведь способа предотвратить болезнь нет. Ее раннее выявление крайне важно, поскольку помогает проконтролировать симптомы до того, как разовьются осложнения, и улучшить прогноз.

Исследователи из Института медицинских открытий Сэнфорда Бернема Пребиса (SBP) в Ла-Хойе, штат Калифорния, Высшей медицинской школы Университета Йокогамы в Японии и Гарвардской медицинской школы в Белмонте предлагают задействовать «цитоскелетный белок» CRMP2 (входит в семейство белков-медиаторов коллапсинового ответа) для диагностики шизофрении по анализу крови. Активность CRMP2, присутствующего в головном мозге и экспрессирующегося в лимфоцитах, влияет на нейронные связи и несбалансирована у людей с шизофренией. Результаты работы будут опубликованы в журнале PNAS.

Предыдущие исследования показали баланс между двумя формами CRMP2 — активной нефосфорилированной и неактивной фосфорилированной. Теперь ученые рассмотрели посмертную ткань мозга, а затем изучили образцы крови больных шизофренией. Анализ показал, что у них уровень содержания CRMP2 выше, чем у контрольной группы. Кроме того, авторы работы выявили структурные аномалии в дендритах (разветвленных отростках) нейронов: это может говорить о нарушениях, так как дендриты участвуют в получении импульсов от других нервных клеток.

Показатели активной формы белка также оказались завышенными у людей с шизофренией, а у молодых участников исследования (до 30 лет) уровни активного CRMP2 не были сбалансированы соответствующим количеством неактивного CRMP2. Вероятно, этот дисбаланс и объясняет нарушения в нейронных связях.

Следовательно, делают вывод ученые, измерения уровней активной формы этого белка, особенно с учетом его соотношения к неактивному CRMP2, поможет разработать быстрый и неинвазивный метод диагностики шизофрении — просто по анализу крови. «Сочетание анализа крови с психиатрическими и нейроповеденческими исследованиями позволит врачам отличать шизофрению от других заболеваний, имеющих схожие симптомы, например от маниакальной фазы биполярного расстройства», — добавили исследователи. Теперь они планируют выявить «регулятор», который у здоровых людей поддерживает показатели CRMP2 в балансе.