Рыбы оказались способны узнавать друг друга «в лицо»

Эта способность может свидетельствовать о сложной социальной организации.

15 июн Наталья Пелезнева Комментариев: 0
2 009

Выбор редакции

Многие животные способны распознавать индивидуальные черты других животных. Исследования подтвердили, что «распознавать лица» умеют, например, собаки и приматы. Считается, что это умение критически важно для социальных животных.

В последние годы ученые заметили похожую способность и у рыб. Исследование 2016 года показало, что рыбы-брызгуны (Toxotes chatareus) могут различать человеческие лица. Ученые несколько раз меняли изображения (например, изменяли цвета или форму головы на фото), но рыбы все равно распознали многие лица.

Японские ученые обнаружили, что масковые юлидохромы Julidochromis transcriptus, живущие только в африканском озере Танганьика, тоже способны воспринимать индивидуальные черты. Эти рыбы отличают особей, с которыми раньше встречались, от опасных «незнакомцев».

Все юлидохромы — и самцы, и самки — обладают индивидуальным рисунком черных и бежевых пятен на чешуе. Ученые провели эксперимент, чтобы выяснить, на какие части тела друг друга рыбы обращают внимание в первую очередь. Для этого исследователи подобрали восемь самцов юлидохрома, ранее видевших друг друга. Изображение каждого из них превратили в цифровую модель. Исследователи создали несколько моделей для каждой рыбы. В некоторых рыбам были знакомы и голова, и тело «соседа», в других изображение совместили с фотографией головы или тела незнакомой особи, третьи изображали незнакомую рыбу.

Подготовка моделей и ход эксперимента, Animal Behaviour

Когда юлидохромам продемонстрировали все типы моделей, ученые пришли к выводу: рыбы реагируют на индивидуальный рисунок на голове другой особи. За моделями с незнакомыми чертами головы рыбы следили дольше. Изменение рисунка тела не давало такого эффекта. Возможно, это связано с тем, что масковые юлидохромы обитают в расщелинах у дна озера и в большинстве случаев могут видеть только небольшую часть тела другой рыбы.

По словам ученых, это явление может говорить об относительно сложной социальной организации у юлидохромов. В дальнейшем исследователи собираются изучить, какие процессы в мозге рыб обеспечивают способность распознавать индивидуальные черты.

Статья опубликована в журнале Animal Behaviour.

Ранее ученые обнаружили механизм, который позволяет морским рыбам оставаться «невидимыми» для хищников. Блеск чешуи скрывают небольшие пластинки гуанина. Исследователи предложили использовать это свойство чешуи морских рыб в разработке камуфляжа.

2 009