Биологи реконструировали историю развития отдельных клеток — Naked Science
30.06.2014
Редакция Naked Science

Биологи реконструировали историю развития отдельных клеток

Ученые разработали новые методы отслеживания истории жизни отдельных клеток вплоть до их источника в оплодотворенной яйцеклетке.

Используя копию генома в здоровых клетках, исследователям удалось проследить развитие этих клеток от первоначальной яйцеклетки до составной части взрослого органа.

В течение жизни каждого живого существа все клетки в его организме испытывают соматические мутации, которые не наследуются от родителей. В частности, время жизни каждой клетки зависит от соматических мутаций.

Выяснив количество и типы мутаций в ДНК клетки, ученые оказались в состоянии оценить, в результате скольких делений образовалась данная клетка, а также обнаружить следы процессов повреждения и восстановления ДНК в течение всей жизни элементарной единицы строения организма.

Более того, сравнение мутаций клеток в различных частях организма позволило биологам построить подробное «генеалогическое дерево» отдельной клетки, начиная с оплодотворенной яйцеклетки.

Специалистам удалось проследить развитие клеток мыши из желудка, толстой и тонкой кишки, а также предстательной железы. Прежде всего, исследовалось количество мутаций, связанное с числом делений первоначальных клеток.

Если скорость мутаций в человеческих клетках аналогична мышиным, такая техника позволит подробно изучить историю развития любой клетки в организме человека.

С помощью этой новой методики мы можем заглянуть в прошлое, изучить развитие данного организма с момента его зарождения. Если нам удастся выяснить, каким образом мутируют здоровые клетки при делении в течение всей жизни человека, это позволит расширить, например, понимание процессов, приводящих к возникновению раковых клеток.

– Доктор Сэм Беджати, Институт Wellcome Trust Sanger