Продолжительность жизни и половая зрелость больше зависят от мозга, чем от тела — Naked Science

Продолжительность жизни и половая зрелость больше зависят от мозга, чем от тела

Выяснилось, что дольше живут не животные с большим телом или медленным обменом веществ, а те, в коре головного мозга которых находится больше нейронов, вне зависимости от размера тела.

ui-5aa62e678d3891

Как выяснила Сюзана Геркулано-Узель (Suzana Herculano-Houzel), доцент кафедры психологии и биологических наук Университета Вандербильта штата Теннесси, США, то, как долго живут люди и другие теплокровные животные, и тот момент, когда они достигают половой зрелости, зависят скорее от их мозга, чем от развития тела. Результаты работы ученого опубликованы в журнале Comparative Neurology.

В исследовании говорится, что размер тела и метаболизм играют роль лишь в 20-30 процентах случаев в прогнозах продолжительности жизни разных видов животных. Например, эти показатели не влияют на срок жизни птиц, которые живут в 10 раз дольше, чем млекопитающие того же размера.

«Независимо от того, птица перед нами, обезьяна или человек, количество нейронов, которые находятся в коре головного мозга этого вида, предсказывает порядка 75 процентов всех вариаций продолжительности жизни по видам», — говорит автор исследования.

© Vanderbilt University

В своей работе Геркулано-Хоузель изучила более 700 теплокровных видов животных из базы данных продолжительности жизни животных и сравнила эти записи со своими данными о количестве нейронов в мозге разных видов. Ученый обнаружила, что попугаи, певчие птицы и врановые живут систематически дольше, чем приматы с эквивалентной массой тела, которые, в свою очередь, живут дольше, чем другие млекопитающие с пропорциональной массой тела.

Ранее антропологи и исследователи, изучающие эволюцию и человеческое поведение, предполагали, что одной из уникальных особенностей человеческого вида является тот факт, что люди имеют необычайно длительный период детства и подросткового возраста, в течение которого они проходят процессы обучения и социализации. Однако работа Геркулано-Хоузель это опровергает.

Ее исследование утверждает, что люди не являются исключением в ряду остальных млекопитающих. Учитывая количество нейронов в коре нашего головного мозга, время, необходимое людям, чтобы достичь половой зрелости, вполне ожидаемо. Продолжительность жизни человека также стандартна для этого количества нейронов. Как выясняется, размер тела не имеет значения в вопросах долголетия.

«Теперь мы можем утверждать, что люди проводят столько времени в детстве и живут так долго, как и следует ожидать, учитывая число нейронов в коре нашего головного мозга. Чем больше у животного нейронов, тем больше времени у него займет процесс, когда он станет независимым не только физиологически, но и умственно», — подчеркивает исследователь.

По ее словам, ответ на вопрос, какова связь между наличием большего количества нейронов в коре головного мозга и продолжительностью жизни, науке лишь предстоит дать в будущем, однако уже сейчас можно быть уверенным в том, что забота о мозге и постоянная поддержка работы нейронов — залог долгой и счастливой жизни.