Преступников идентифицируют по крови, выпитой комарами — Naked Science
10.07.2017
Редакция Naked Science

Преступников идентифицируют по крови, выпитой комарами

Человеческая ДНК сохраняется в теле насекомого до двух дней.

komar1

Исследования крови — важнейшее направление судебной экспертизы. Следы крови позволяют точно идентифицировать тех, кто находился на месте преступления. Однако далеко не всегда имеющихся следов достаточно для анализа: образцы крови могут разрушаться или находиться на сложных для обнаружения поверхностях — например, на земле. Поэтому появляются новые методики исследования крови.

Группа специалистов по судебной экспертизе из Нагойского университета в Японии предложила новый метод анализа. По словам ученых, материалом для исследования может служить кровь, «выпитая» самкой комара. Комар переваривает человеческую кровь сравнительно медленно, поэтому образец крови сохраняет необходимые для анализа свойства до двух суток. В экспериментах использовали два вида комаров, широко распространенных в Японии: Culex pipiens pallens и Aedes albopictus. Оба вида встречаются на открытом воздухе с мая по конец ноября, зимой эти комары могут жить в закрытых помещениях. Комаров обоих видов часто находили при осмотре мест преступления в Японии.

Комар вида Aedes albopictus, отличается характерными полосками, Википедия

Семеро добровольцев согласились быть укушенными. Комаров каждого вида убивали через 1, 2, 3, 4, 6, 8, 12, 18, 24, 36, 48 и 72 часа, чтобы определить время переваривания крови. Ученые обнаружили связь между цветом брюшка комара и временем, которое прошло с момента укуса. Сразу после укуса брюшко краснеет, затем постепенно начинает светлеть.

При помощи метода полимеразной цепной реакции в реальном времени (количественной ПЦР) ученые получили из образцов достаточное количество фрагментов ДНК для анализа. Результаты исследования сравнили с результатами анализа буккальных мазков добровольцев — материал для исследования брали на внутренней поверхности щек.  Наиболее успешным оказался анализ крови, полученной в течение суток после укуса, но определить генотип возможно и на следующие сутки. Кровь окончательно переваривается только через три дня.

Статья опубликована в журнале PLoS ONE.

Ранее китайские ученые создали систему экспресс-тестирования для анализа цельной крови. Тест отличается высокой точностью, время анализа составляет до двух минут.