Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Молекулярная структура защитила паутину от закручивания
Международная группа физиков прояснила механизм, который предотвращает закручивание паутины при спуске паука.
Паутина представляет собой секрет, который после выделения из паутинных бородавок застывает в форме нитей толщиной несколько микрометров. Несмотря на это, последние обладают чрезвычайно высокой прочностью на разрыв — около 1,3 гигапаскаля, что сопоставимо с показателем железа. На молекулярном уровне это обеспечивается деформацией структуры белка, который формирует β-листы, скрепленные аморфными цепями. Помимо прочности паутина отличается другими свойствами, в частности теплопроводностью и натяжением — в спиралевидных нитях оно сохраняется благодаря сматыванию в расположенных на них каплях клейкой жидкости. Менее ясно, как нить сопротивляется скручиванию.
В отличие от паутины, например, металлическая нить с подвешенным на нее предметом начинает покачиваться даже в результате незначительного механического воздействия. В основе этого явления лежит действие упругих сил со стороны нити: после приведения в движение они стремятся восстановить баланс, сократив угол закручивания до нуля. Паутина же не только имеет память формы и выдерживает сравнительно высокое кручение до разрушения, но и в естественных условиях не демонстрирует его признаков. В моменты спуска на нити пауки не выглядят так, как должны при условии хаотичного кручения. При этом теоретически для такой деформации достаточно колебаний воздуха.
Чтобы прояснить механизм, специалисты из Уханьского университета, Лондонского университета королевы Марии и других учреждений провели серию экспериментов. Для этого они использовали крутильный маятник — механическую систему с чрезвычайной чувствительностью (позволяет оценивать в том числе гравитационное взаимодействие). Авторы подвешивали груз к волосу, паутине, металлической или углеродной нити и, установив его в равновесии, поворачивали на заданный угол. Наблюдения показали, что нити из контрольных материалов начинали колебаться даже при углах закручивания в 250 градусов. Тогда как паутина уже на 20 градусах необратимо деформировалась.
После деформации нить из паутины продолжала колебаться вокруг нового положения равновесия — в результате амплитуда колебаний резко снижалась, рассеивая свыше 75 процентов энергии кручения. По мнению исследователей, эффект обусловлен структурой паутины. В момент закручивания упругая деформация возникает только в β-листах, при этом в связывающих их цепях такой деформации не происходит. Изменение их геометрии может объяснить рассеяние энергии и уменьшение колебаний. Одновременно β-листы поддерживают саму форму нитей. В будущем синтетические аналоги паутины могут использоваться, например, при проведении спасательных работ.
Подробности исследования представлены в журнале Applied Physics Letters.
Ранее ученые обнаружили, что паутина является первым природным материалом, фононную запрещенную зону в котором можно регулировать посредством натяжения.
Примерно 41-42 тысячи лет назад на Земле произошел кратковременный сдвиг магнитных полюсов, который мог способствовать вымиранию неандертальцев, но не Homo sapiens — их выживание авторы нового исследования связали с появлением теплой одежды и добычей охры.
В 2006 году исследователи из Великобритании объявили, что легендарный антикитерский механизм, древнегреческий «компьютер», мог быть всего лишь игрушкой для демонстрации астрономических явлений. Авторы нового исследования подтвердили это, построив математическую модель на основе данных своих коллег, которая показала, что шестерни устройства заклинивало при запуске. Но несмотря на полученные результаты, ученые пытаются спасти репутацию древнего чуда техники, обвинив предыдущую команду в ряде ошибок.
Бонобо в два раза чаще отказывались участвовать в эксперименте, если получали менее ценную награду, чем сородич. Такая реакция не была связана с разочарованием в человеке — приматы показали врожденное неприятие несправедливости.
Многие знают, как популярны сувениры из окаменелостей — зубы древних акул или полированные панцири аммонитов. Но чем реже встречаются такие артефакты, тем они ценнее, то есть на них можно много заработать. И это проблема для палеонтологов. Американский специалист по тираннозаврам оценил ущерб, который нанесла коммерческая добыча костей T. rex и подсчитал среднюю цену таких образцов. Оказалось, больше половины найденных тирексов находится в частных руках, а значит, для науки они недоступны или ненадежны.
Бонобо в два раза чаще отказывались участвовать в эксперименте, если получали менее ценную награду, чем сородич. Такая реакция не была связана с разочарованием в человеке — приматы показали врожденное неприятие несправедливости.
Примерно 41-42 тысячи лет назад на Земле произошел кратковременный сдвиг магнитных полюсов, который мог способствовать вымиранию неандертальцев, но не Homo sapiens — их выживание авторы нового исследования связали с появлением теплой одежды и добычей охры.
До 13 тысяч лет назад в Северной Америке жил вид, который ученые до недавнего времени считали волком. Компания Colossal Biosciences объявила о возрождении этого вымершего вида, но биологические детали ставят ее заявление под серьезное сомнение.
Известный американский отраслевой обозреватель Эрик Бергер взял интервью у экипажа космического корабля Boeing, из-за технических проблем которого два астронавта задержались на орбите на девять месяцев вместо одной недели. Детали, которые они озвучили, указывают на серьезные проблемы Starliner, о которых ранее умалчивали. Люди провели немало времени при глубоко нештатной температуре. При слегка другом сценарии миссии экипаж корабля мог погибнуть. Официальные заявления NASA и Boeing сразу после июньского полета к МКС, судя по интервью, были заведомо неправдивыми.
Инженеры компании Unitsky String Technologies Inc. разработали несколько вариантов транспортно-инфраструктурных комплексов, способных значительно улучшить пассажирское сообщение в городах, расположенных по обеим берегам крупных водных артерий. Обычно такие мегаполисы сталкиваются с необходимостью строительства дорогих капитальных сооружений — шоссейных мостов, что не всегда подъемно для городского бюджета. Решение белорусских инженеров куда менее ресурсоемкое. Для примера возьмем Ростов-на-Дону, где есть запрос на устойчивое сообщение между левобережной частью города с историческим центром.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии