Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
22.07.2020
Мария Кривоченко
5 495

Тест позволил выявить рак за четыре года до его проявления

Ученые разработали метод, который позволяет обнаружить некоторые формы рака до того, как появятся первые признаки заболевания. Для этого они используют анализ крови.

© NJ Doctors Urgent Care

Выявление рака на ранней стадии особенно важно для пациента. На поздних стадиях вылечить его очень сложно: хирургическое удаление опухоли и относительно «мягкие» лекарства, которые не наносят критического вреда организму, неэффективны. Тестов, позволяющих обнаружить заболевание, мало, и точность некоторых из них поставлена под сомнение.

Циркулирующая опухолевая ДНК (ctDNA) — возможный биомаркер рака. Ученые выяснили, что ее изучение полезно для неинвазивного обнаружения опухолей, лечения и мониторинга состояния пациента во время и после него. Однако ДНК достаточно мало в крови, особенно на ранних стадиях, что делает перспективные методы диагностики неточными.

Сегодня исследователи в основном сосредоточены на выявлении рака у пациентов, которым уже был поставлен диагноз. Группа ученых из США и Китая представила тест PanSeer, определяющий на самых ранних стадиях рак желудка, пищевода, легкого и печени и колоректальный рак. Он позволяет обнаружить заболевание на четыре года раньше, чем традиционные методы. Статья о его создании опубликована в журнале Nature Communications.

«Мы перешли от стадии доказательства концепции теста к производству надежного и недорого коммерческого продукта, который может использоваться в больницах», — сказал соавтор исследования Кун Чжан.

В исследовании участвовали более 120 тысяч добровольцев. Мужчины и женщины в возрасте от 30 до 75 лет регулярно сдавали кровь и проходили обследования у врачей с 2007 по 2017 год. Всего за то время ученые собрали 1,6 миллиона образцов, которые сейчас хранятся в архиве Университета Фудань в Китае.

В ходе исследования команда проанализировала образцы крови, взятые у 605 человек без симптомов, у 191 из которых позже был диагностирован рак прямой кишки, пищевода, печени, легких или желудка. Ученые использовали стандартные методы диагностики, чтобы понять, смогут ли они увидеть предпосылки к развитию заболевания. Также специалисты проверили плазму, взятую у 223 людей с раком, и 200 образцов больных и здоровых тканей.

Это позволило найти маркеры рака, небольшие фрагменты циркулирующей опухолевой ДНК, и разработать тест на их основе. Новый метод позволил выявить развитие пяти распространенных типов заболевания с точностью в 95% за четыре года до того, как традиционные методы диагностики смогли обнаружить симптомы. У пациентов 88% с уже поставленным диагнозом тест нашел те же маркеры.

Отмечается, что у теста есть несколько недостатков: он способен выявить рак, но не определяет, какие ткани заражены, и не сможет заменить старые методы. Авторы уверены, что разработка в шаге от клинических исследований и возможности применяться в больницах. Их ближайшая цель — проверить испытуемых с учетом наследственности, возраста, образа жизни и других факторов, чтобы сделать тест более точным.