Популярность песен связали с работой «системы вознаграждения» мозга — Naked Science
23.08.2017

Популярность песен связали с работой «системы вознаграждения» мозга

Ученые выявили особенности гармонических структур, присутствующих в большинстве популярных песен. Исследователи предположили, что такие структуры могут вызывать «дофаминовый ответ» в мозге.

skynews

Почему те или иные песни становятся хитами? Возможно, причина не только в изменчивых вкусах публики и усилиях продюсеров. Ученые из Университета Джорджтауна проанализировали 545 популярных песен и выявили гармоническую структуру, общую для многих композиций.

Исследователи изучили песни, с 1958 по 1991 год входившие в «горячую сотню Billboard». Это еженедельный чарт из 100 песен, наиболее популярных в США. Степень популярности композиций измеряли исходя из того, до какой позиции в чарте смогла добраться песня и долго ли она находилась на пике известности.

По мнению ученых, ключ к популярности песни — комбинирование привычных сочетаний аккордов и «гармонических сюрпризов» в пределах одной композиции. «Сюрпризами» исследователи назвали редкие и непривычные для поп-музыки гармонические ходы, которых слушатель не ожидает.

Например, в западной эстрадной музыке за аккордом до мажор чаще всего следуют либо соль мажор, либо фа мажор. Если композитор изменит эту последовательность, слушатель будет воспринимать гармонию как «сюрприз».

В наиболее популярных песнях такие «сюрпризы» встречались куда чаще, чем в песнях-аутсайдерах. При этом в большинстве хитов-лидеров присутствовали и достаточно продолжительные фрагменты привычных слушателю гармонических ходов.

Исследователи считают, что причины популярности такой схемы связаны с работой «системы вознаграждения» человеческого мозга. Более ранние исследования показали, что новая информация вызывает в организме «дофаминовый ответ» — выделение нейромедиатора дофамина, связанного в том числе с ощущением удовольствия. Неожиданный гармонический ход, по мнению ученых, может вызывать ту же реакцию.

Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Human Neuroscience.

Ранее ученые выявили связь между жанром поп-музыки и количеством примеров сексуальной объективации в текстах песен.

В Канаде обнаружили окаменелости, поразительно похожие на скелет морских губок и при этом на миллионы старше Кембрийского взрыва, когда появились современные типы животных.