• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
04.02.2019
Редакция Naked Science
716

Первая искусственная сеть океанических сейсмометров позволит улавливать звуки отдаленных землетрясений

Часть наших знаний о Земле получена благодаря сейсмическим исследованиям. Подобно тому, как врач анализирует тело с помощью ультразвука, сейсмические станции улавливают волны землетрясения, получая нужные данные. Но большая часть планеты покрыта водой, а сейсмических станций в океане крайне мало.

mermaidsreve
©Wikipedia / Автор: Иван Беляев

«Представьте, что радиолог вынужден работать со сканером компьютерной томографии, в котором отсутствуют две трети необходимых датчиков. Две трети — это доля Земли, которая покрыта океанами и поэтому не имеет сейсмических станций регистрации. Такова ситуация, с которой сталкиваются сейсмологи, пытающиеся изучать внутренности нашей планеты», — рассказывает профессор Принстонского университета Фредерик Саймонс (Frederik Simons).

 

Чтобы попытаться решить эту проблему, Саймонс с коллегами разработал сейсмический датчик нового типа — гидрофон. Земной аналог гидрофона, геофон, обычно используется при съемках недр Земли. Оба типа датчиков, по сути, представляют собой точный микрофон, способный улавливать звуки отдаленных землетрясений, то есть воспринимать акустическую энергию от землетрясений. Разработанное устройство ученые снабдили GPS и датчиками температуры и солености воды и установили на платформе, называемой MERMAID (Mobile Earthquake Recording in Marine Areas by Independent Divers).

 

Полученные приспособления могут погружаться на глубину до трех тысяч метров и легко запускаются даже с коммерческих или любительских судов. Они пассивно дрейфуют — обычно на глубине порядка полторы тысячи метров, — и всякий раз, когда они обнаруживают землетрясение, быстро поднимаются на поверхность, чтобы с помощью GPS передать ученым данные через спутник. MERMAID — первые морские приборы, способные передавать сейсмические данные практически в реальном времени. Первая экспериментальная флотилия была запущена в 2017 году, и теперь в руках международной команды исследователей появились первые научные результаты, которые опубликованы в журнале Scientific Reports.

 

Первая искусственная сеть океанических сейсмометров позволит улавливать звуки отдаленных землетрясений – иллюстрация к материалу на Naked Science

Сейсмометры MERMAID / © Yann Hello

 

Устройства оказались весьма полезны. Так, они помогли ученым проконтролировать абиссальные течения, притом что это не входило в основную функцию. Более поразительный результат: ученые смогли определить, что вулканы на Галапагосских островах питаются так называемым мантийным шлейфом — магматическим источником глубиной в 1900 километров, соединенным с поверхностными вулканами через узкий канал, который доставляет горячие камни на поверхность.

 

Помимо заполнения некоторых белых пятен на карте представлений ученых, сеть MERMAID может помочь геофизикам решить одну давнюю загадку о Земле.

 

Первая искусственная сеть океанических сейсмометров позволит улавливать звуки отдаленных землетрясений – иллюстрация к материалу на Naked Science

Участок, который изучали MERMAID, простирается от 20 градусов южной широты до 20 градусов северной широты. Красноватые цвета показывают, где волны замедляются / © Princeton University

 

«С XIX века, когда лорд Кельвин предсказал, что Земля должна остыть в течение ближайших ста миллионов лет, геофизики никак не могли выяснить причины, благодаря которым Земля поддерживает довольно постоянную температуру более 4,5 миллиарда лет. Это возможно сделать только в том случае, если бы некоторое количество первоначального тепла от его скопления и то, что создавалось с тех пор радиоактивными минералами, могло оставаться запертым внутри нижней мантии. Но большинство моделей Земли предсказывают, что мантия должна энергично конвектировать и выпускать это тепло гораздо быстрее. Наши результаты эксперимента на Галапагосских островах указывают на альтернативное объяснение: нижняя мантия может противостоять конвекции и вместо этого выводить тепло на поверхность только в форме мантийных плюмов — таких, как те, что создают Галапагосские острова и Гавайи», — объясняют исследователи.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Позавчера, 15:30
Андрей

Город изменил образ жизни диких животных и вынудил их приспосабливаться. Американский исследователь, разъезжая на своей машине, заметил необычное охотничье поведение ястребов Купера — некоторые из них перелетают в город. Несколько часов наблюдений показали: хищник, по-видимому, научился мониторить автомобильный трафик и распознавать смену сигналов светофора, выбирая лучший момент для охоты на других городских птиц.

Позавчера, 11:48
Unitsky String Technologies Inc.

Развитие транспортной инфраструктуры — один из ключевых факторов улучшения качества жизни горожан. Особенно остро стоит проблема сообщения между мегаполисами и близлежащими городами. Специалисты компании UST Inc. на примере городов — спутников белорусской столицы рассчитали, как применение надземных транспортно-инфраструктурных комплексов могло бы решить эту проблему.

Вчера, 17:41
Елизавета Александрова

У семи похожих друг на друга землеподобных экзопланет системы TRAPPIST-1 одна общая проблема — они обращаются вокруг красного карлика, а такие звезды известны своими экстремальными вспышками. Ученые задаются вопросом, насколько критична для этих миров радиация их солнца и есть ли у них шансы сохранять богатую водой атмосферу в таких условиях. По итогам недавних подсчетов планетологи сделали обнадеживающий вывод: даже слабая вулканическая активность может восполнять потери водяного пара над поверхностью.

22 мая
ПНИПУ

Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.

21 мая
РТУ МИРЭА

Ученые из медицинского исследовательского центра трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова и РТУ МИРЭА разрабатывают инновационную технологию к регенерации хрящевой ткани, который может изменить подход к лечению артрозов и травм суставов.

Позавчера, 15:30
Андрей

Город изменил образ жизни диких животных и вынудил их приспосабливаться. Американский исследователь, разъезжая на своей машине, заметил необычное охотничье поведение ястребов Купера — некоторые из них перелетают в город. Несколько часов наблюдений показали: хищник, по-видимому, научился мониторить автомобильный трафик и распознавать смену сигналов светофора, выбирая лучший момент для охоты на других городских птиц.

6 мая
Редакция Naked Science

Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.

6 мая
Березин Александр

Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?

2 мая
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно