17.08.2017
Редакция Naked Science

Палеонтологи назвали причины появления сложных многоклеточных

Появление на нашей планете многоклеточных, а в итоге и людей, исследователи связали с событиями, произошедшими более 650 млн лет назад, — оледенением Земли и «Революцией водорослей».

red-algae

Споры о причинах появления жизни на Земле не утихают ни на миг. Исследователи, впрочем, пришли к определенному консенсусу: считается, например, что жизнь на планете зародилась уже 3 млрд лет назад. Она была не слишком «интересной», поскольку планету тогда населяли только одноклеточные организмы. Примерно 650 млн лет назад ситуация изменилась, и в водах первичного океана произошел настоящий биологический взрыв. Увы, у науки почти нет останков первых многоклеточных, и о них мы почти ничего не знаем.

Остается неразгаданной главная тайна: почему вообще появились эти существа и что этому способствовало? Приблизиться к решению задачи смогли ученые из Австралии и Германии. Известно, что первые планктонные эукариотические водоросли возникли 1900–900 млн лет назад. Однако когда и почему они стали преобладать над бактериями в экосистеме и что явилось причиной перехода к многоклеточности — оставалось загадкой. Теперь исследователи выяснили, что так называемая «Революция водорослей» (Rise of Algae), приведшая к кардинальному изменению среды обитания на Земле, произошла 659–645 млн лет назад. Выводы получили на основе изучения отложения осадочных пород, которые сформировались миллионы лет назад на океаническом дне. Эксперты провели анализ биологических молекул — стероидов, — говорящих о наличии эукариотов. Выяснили, что 720–635 млн лет назад единственными заметными продуцентами в океане были бактерии, и что вспышка роста эукариотических водорослей случилась в очень узком интервале от 659 до 645 млн лет назад.

Первые водоросли, по словам ученых, сыграли чрезвычайно важную роль в появлении многоклеточных. Они обогатили океан, привнеся в него питательные вещества, что привело к образованию новых экологических ниш. В результате этого переход от простых форм жизни к многоклеточным стал более энергетически эффективным.

Но каковы причины стремительной «Революции водорослей»? Важное событие, благодаря которому в итоге появились сложные формы жизни, — наступление криогения. Этот геохронологический период начался 720 млн лет назад и закончился примерно 635 млн лет назад. При оттаивании Земли в океан попали фосфор и другие нутриенты из горных пород, «перемолотых» наступающими и отступающими ледниками. Именно благодаря фосфору, по мнению ученых, планктонные водоросли победили фотосинтезирующих бактерий. Последнее привело к запуску самоподдерживающейся реакции, из-за которой уровень диоксида углерода в атмосфере планеты почти не менялся более полумиллиарда лет.

Все вышеперечисленное стало причиной всплеска многоклеточной жизни на планете, благодаря которому, в частности, появились современные животные и человек.

Ранее, напомним, другая группа ученых заявила, что установила самое древнее животное на Земле. Им оказалась обыкновенная морская губка.