13.09.2017
Редакция Naked Science

«Бытовую» радиацию признали менее опасной, чем ожирение и курение

Метаанализ работ о воздействии разных доз излучения на организм показал, что слабые дозы радиации менее вредны для здоровья, чем ожирение и вредные привычки.

flashpad-skull-clinical
©Wikipedia / Автор: Артем Фомин

Известно, что ионизирующее излучение способно разрушительно воздействовать на человеческий организм. В частности, его связывают с повышенным риском развития онкологических заболеваний. Однако слабые дозы излучения широко используются в промышленности и медицине. Авторы новой работы проанализировали влияние небольших доз излучения и пришли к выводу: «бытовая» и медицинская радиация менее опасны для здоровья, чем ожирение, курение и воздействие загрязнения воздуха.

Комментирует ведущий автор исследования Анджела МакЛин (Angela McLean): «Нам многое известно о рисках для здоровья, вызванных радиацией, благодаря исключительно подробным исследованиям групп людей, подвергшихся воздействию излучения различной силы в ходе атомных бомбардировок, несчастных случаев, медицинских обследований, а также в силу естественных причин (например, воздействия радона) и работы в сферах промышленности и медицины. Эти исследования показывают, что средние и высокие дозы излучения увеличивают риск развития некоторых видов рака».

Чтобы установить, есть ли такие данные для низких доз излучения, исследователи проанализировали существующие научные работы о воздействии радиации на человеческий организм. Были использованы свидетельства о продолжительности жизни и развитии рака у японцев, пострадавших при атомных бомбардировках в 1945 году, и данные о смертности от онкологических заболеваний среди рабочих Чернобыля. Также ученые использовали информацию о распространенности онкологических заболеваний среди сотрудников химкомбината «Маяк», где в 1957 году произошла крупная техногенная авария, и данные о состоянии здоровья жителей городов, расположенных на реке Теча, в которую несколько раз сбрасывались радиоактивные отходы. Другие использованные исследования были посвящены последствиям влияния радиации на рабочих Британии, Франции и США.

Ученые сопоставили несколько моделей, оценивающих риски развития заболеваний при воздействии разных доз излучения. Каждая из моделей оценивала, на сколько лет определенный тип воздействия в среднем способен сократить человеческую жизнь. Затем авторы работы сравнили эти модели с оценками влияния факторов риска, с которыми люди сталкиваются постоянно: загрязненного воздуха, табачного дыма и ожирения. Исследователи сделали вывод, что эти факторы куда опаснее для здоровья, чем редкое воздействие небольших доз излучения, используемых при медицинских обследованиях или досмотре багажа.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society B.