17.03.2017
Редакция Naked Science

Орнитологи осмотрели истому глазами павлина

Ученые из Университета Дьюка показали, что самцы павлинов чаще обращают внимание на движения крыльев, тело и основание перьев надхвостья при наблюдении за соперниками. Подробности исследования опубликованы в The Journal of Experimental Biology.

Изучение того, как происходит половой отбор, важно для понимания движущих сил эволюции. Чарльз Дарвин указывал, что при выборе партнера особь учитывает украшения и лидерские черты не только противоположного, но и своего пола (интрасексуальный отбор). Поэтому у некоторых видов вторичные половые признаки, ассоциируемые с «мужественностью», выражены у самок: так, все горные бараны имеют рога, а фазаны — шпоры. В этом контексте половой диморфизм может рассматриваться как результат особенно сильной конкуренции внутри той или иной половой группы, чаще — между самцами.

Между тем особенности зрительного восприятия, связанного с половым отбором, изучены недостаточно. В 2013 году американские ученые описали эксперимент, целью которого было выяснить, на какие части тела самцов обращают внимание самки обыкновенного павлина (Pavo cristatus) во время брачного периода. Павлины (Pavo) — пример выраженного полового диморфизма, который проявляется в том, что самцы, в отличие от пав, обладают красочным надхвостьем с четким глазчатым рисунком. Кроме того, относительно крупный размер павлинов упрощает работу с ними. Анализ показал, что пав привлекают определенные участки тела и движения самцов: нижняя граница «веера» надхвостья вблизи, верхняя граница «веера» и его вибрация на средней дистанции.

Чтобы изучить специфику интрасексуального отбора, в новой работе команда повторила эксперимент с самцами. Для этого на голове 14 взрослых павлинов размещали айтрекер с двумя камерами и латкой, которая закрывала один глаз. Во время сессий подопытного самца запускали в вольер с другим самцом и двумя павами. При этом айтрекер с погрешностью менее пяти процентов записывал движения правого или левого глаза особи и пространство перед ней, передавая данные на ресивер, а затем на компьютер. За 28 сессий (20 наблюдений левого, восемь — правого глаза), проведенных в апреле и мае 2012 и 2013 годов, ученые получили 230 видеозаписей средней продолжительностью около 40 секунд.

Направления взгляда павлина при наблюдении за соперником (A-F) и самкой (G, H) / ©Jessica L. Yorzinski et al., The Journal of Experimental Biology, 2017

Обработка видеозаписей и статистический анализ показали, что большую часть времени (43,4 процента) подопытные самцы тратили на наблюдение окружающей природы, 27,9 процента времени смотрели на соперника, 3,1 процента времени — на самок и 0,5 процента времени рассматривали себя (изучение четверти данных оказалось невозможно из-за технических проблем). При этом, наблюдая за соперником, павлины чаще фокусировали взгляд на таких областях, как «глазки» в нижней части перьев надхвостья (вдоль горизонта), ноги и само тело. Внимание самцов также привлекала активность самок и соперника, в частности движения крыльев. Причем по сравнению с павами самцы значительно чаще смотрели на верхние «глазки» и реже — на вибрации надхвостья.

По мнению авторов, полученные данные наглядно показывают разницу критериев, на основании которых самцы и самки павлинов проводят половой отбор. Так, пав больше интересуют вибрации надхвостья и крыльев, тогда как самцы оценивают соперника по верхним «глазкам», телу и общей подвижности. Примечательно, что, согласно прошлой работе, при отсутствии активных ухаживаний павы смотрят на самцов значительно реже — примерно пять процентов времени.

Половое поведение животных нередко удивляет ученых. Ранее группа зоологов выяснила, что самцы воробьев — в целом моногамных животных — склонны мстить самкам за неверность, тогда как некоторые осьминоги сопровождают ухаживания «поцелуями». В то же время окуни Serranus tortugarum оказались способны на большие жертвы: согласно «оговоренному» с партнером распорядку, они меняют пол.