21.04.2016
Редакция Naked Science

Определен район, где может находиться Планета Х

Ученые теперь знают, где искать объект, известный как Планета Х

1280px-planet_nine_in_celestia

Не так давно новые свидетельства в пользу существования девятой планеты Солнечной системы буквально «взорвали» научный мир. Между тем этот объект до сих пор остается лишь теоретическим. Ученые стараются приблизиться к разгадке тайны Планеты X. Новые данные были получены астрономами Мэтью Холманом (Matthew J. Holman) и Мэтью Пэйном (Matthew J. Payne), представляющими американский Гарвард-Смитсоновский центр астрофизики. Детально с выводами исследователей можно ознакомиться на сайте arXiv.org, а краткий обзор доступен в New Scientist.

Исследователи проанализировали информацию, предоставленную автоматической станцией Сassini. Новые выводы говорят о том, что Планету Х следует искать в созвездии Кита (оно расположено возле созвездий Овна и Рыб) на участке небесной сферы, имеющей радиус 20 градусов. Данный район в несколько тысяч раз больше того участка, который занимает Луна. При этом область поисков стала заметно меньше, если проводить аналогию с ранними оценками.

Данный район исследовался в рамках проекта Dark Energy Survey, что повышает шансы обнаружить объект. Сейчас американские астрономы намерены детально проанализировать данные, собранные в рамках проекта. Отметим, что для Dark Energy Survey используется Dark Energy Camera, которая является одной из самых крупных цифровых камер в мире. Ее разрешение составляет 570 мегапикселей. Основной задачей камеры является поиск т. н. «темной энергии».

Под наименованием «Планета Х» иногда подразумевают не только теоретическую девятую планету на окраине Солнечной системы, но и гораздо более экзотические объекты, например, мифическую Нибиру, странствующую в нашей системе. Наука, впрочем, критично относится к гипотезам такого рода.

Версия о нахождении за пределами орбиты Плутона девятой планеты существует давно, однако именно в 2016 году было получено важное свидетельство в пользу этого. Авторами открытия стали ученые из Калифорнийского технологического института. По мнению исследователей, речь идет о планете, масса которой превышает земную в десять раз. Этот объект был «вытолкнут» на окраины Солнечной системы на ранней стадии формирования последней.

Однако даже с учетом новых наблюдений существование девятой планеты только предстоит подтвердить. Эксперты затрудняются сказать, когда это будет сделано, так как с помощью современной оптики увидеть объект почти невозможно.