Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
11.05.2017
Редакция Naked Science
1 424

Один из ближайших к нам коричневых карликов превратился в планету

Небесное тело слишком мало, чтобы быть звездой, даже самой маленькой. Астрономам предстоит решить, куда его отнести.

browndwarf

Международная группа астрономов сообщила о вероятной переклассификации коричневого карлика совсем рядом (по астрономическим меркам) с нами. Как сообщается в статье, принятой к публикации в The Astrophysical Journal Letters, тело под названием SIMP J013656.5 + 093347, или SIMP0136, удалено от нас всего на 21 световой год и находится в созвездии Рыб. На сегодняшний день это один из самых близких к нам объектов такого рода.

Открыт SIMP0136 был в 2006 году и тогда считался обычным коричневым карликом, только маленьким. Последние уточнения его параметров позволяют утверждать, что масса небесного тела составляет примерно 13 масс Юпитера. По этой шкале наш герой находится прямо на границе, отделяющей планеты-гиганты от коричневых карликов. При этом он не обращается вокруг какой-либо звезды, имея собственную орбиту внутри галактики — «как у больших». Не является он и звездой – для этого не хватило массы. Не исключено, что SIMP0136 все-таки коричневый карлик, т. е. внутри него идут или когда-то шли термоядерные реакции, но полной уверенности в этом нет. Перед нами в некотором смысле вызов как минимум сложившейся астрономической терминологии — куда отнести открытие?

Обычные коричневые карлики после относительно короткого периода, когда в их недрах идут термоядерные реакции, медленно остывают, превращаясь в планетоподобные тела. «Это означает, что температуры коричневых карликов могут варьироваться от столь же высоких, как у звезд, до таких же низких, как у планет, в зависимости от того, сколько им лет», – говорит Жаклин Фаэрти (Jacqueline Faherty), соавтор статьи. У героя нашего повествования температура наружных слоев составляет около 800 градусов, что для звезды очевидно маловато, а для планеты много, но при этом он еще молод.

«Раньше было очевидно, чем планеты отличны от звезд, – говорит Адам Бургассер (Adam Burgasser), профессор физики в Калифорнийском университете в Сан-Диего и соавтор статьи. – Но этот объект и другие подобные нарушают эти критерии».

На сегодня о SIMP0136 известно, что, обладая планетарной массой, тело является членом группы молодых звезд, имеющих возраст около 200 миллионов лет. Это облегчает определение его собственного возраста и служит своего рода примером авторам будущих открытий: такого рода звездные коллективы помогут определить возраст и иных, пока не открытых, миров.

Тела, не обращающиеся вокруг звезд, очень трудно обнаружить, потому что они могут быть расположены где угодно в небе и при этом мало отличаются от коричневых карликов или очень маленьких звезд. По этой причине исследователи подтвердили пока лишь несколько свободных объектов планетарной массы. Тем не менее, они очень интересны для исследования, поскольку в данном случае ученым не мешает свет их звезд. SIMP0136 уже успел порадовать исследователей, обнаруживших в его атмосфере некую рябь, истолкованную ими как признак перемены погоды. Учитывая, что дело происходит на в общем-то планете, результаты ее наблюдений могут быть экстраполированы на другие миры, где атмосфера предполагается, но наблюдать ее значительно труднее.

«Перевод SIMP0136 из числа коричневых карликов в элитный клуб “независимых” планет-гигантов, сбежавших от своих звезд, стало приятным открытием для нас. В прошлом мы уже находили намеки на существование погоды на этом объекте, еще тогда, когда мы считали его коричневым карликом, и его изучение поможет нам пролить свет на состав и поведение атмосферы на других экзопланетах», — объясняет соавтор Этьен Артиго (Ethienne Artigau) из Университета Монреаля.

Некоторое время назад мы уже писали о наблюдениях коричневых карликов. Этот тип объектов интереснее, чем может показаться.