28.03.2016
Редакция Naked Science

Новейший японский космический телескоп перестал выходить на связь

26 марта японское аэрокосмическое агентство JAXA потеряло связь с недавно выведенным на орбиту рентгеновским телескопом Hitomi (ASTRO-H). Возможно, он взорвался и развалился на куски.

pct01_b

Новая космическая обсерватория ASTRO-H была запущена лишь 17 февраля и после успешного выхода на орбиту сменила название на Hitomi (что означает «зрачок»). На аппарате продолжались процедуры включения и калибровки инструментов. Планировалось, что, оставаясь на высоте более 500 км, он в течение трех лет сможет вести наблюдения рентгеновских источников: черных дыр, скоплений галактик и т. д. Hitomi должен был стать представителем нового поколения орбитальных рентгеновских телескопов, присоединившись к спутникам Chandra и XMM-Newton, работающим с 1999 г.

Однако 27 марта в JAXA заявили, что аппарат еще накануне «не смог приступить к запланированным операциям». Чуть позже в официальном «Твиттере» американского Объединенного центра космических операций (Joint Space Operations Center, JSpOC) появилось сообщение о том, что радарные наблюдения зафиксировали резкое изменение орбиты спутника и его распад минимум на пять фрагментов.

Впрочем, пока что судьба Hitomi остается неясной. «Причина потери связи еще устанавливается», – говорится в официальном сообщении. Инженеры JAXA продолжают попытки восстановить связь со спутником и заявляют, что «по меньшей мере один краткий сигнал» удалось получить. Надежда на спасение еще остается: данные JSpOC еще не стопроцентны, и некоторые специалисты считают, что на аппарате могла случиться утечка газа или взорваться один из аккумуляторов, что не разрушило аппарат, но заставило его неконтролируемо вращаться, приведя к потере связи.

Похоже, будто японские космические телескопы преследует какой-то злой рок: в 2000 г. при запуске погиб аппарат ASTRO-E, а в 2005-м из-за утечки гелия не смог полностью заработать аппарат Suzaku. В прошлом году японский спутник Akatsuki едва не «промахнулся» мимо Венеры, однако вовремя пересчитанная и скорректированная траектория позволила вернуть его на нужную орбиту. Будем надеяться на лучшее и в этот раз.

Сотрудники МФТИ и Института ядерных исследований РАН изучили спектры лунных нейтрино — сверхлегких фундаментальных частиц, возникающих из-за взаимодействия космических лучей с поверхностью Луны. Наблюдение таких частиц сделает спутник новым источником нейтрино, что может дать дополнительные методы ее изучения.

Садовые скульптуры из деревенского приусадебного сада на востоке Англии оказались настоящими египетскими сфинксами и стали самым дорогим лотом местного аукциона. При стартовой цене 200 фунтов их продали почти в тысячу раз дороже.

Ученые из США и Великобритании считают, что после падения астероида, уничтожившего динозаров, предки приматов слезли с деревьев. По мнению исследователей, это помогло им выжить.