Нейробиологи объяснили возрастные проблемы с памятью — Naked Science
15.12.2017
Редакция Naked Science

Нейробиологи объяснили возрастные проблемы с памятью

По мнению американских исследователей, долговременная память у пожилых людей ухудшается из-за изменения работы мозга во время сна.

o-older-people-sleep-facebook

Рэндольф Хельфрих (Randolph Helfrich), нейробиолог из Калифорнийского университета в Беркли, и его коллеги выяснили, как качество сна влияет на долговременную память у пожилых людей. Для этого ученые привлекли добровольцев: здоровых людей 20 и 70 лет; всем им предложили тест на память, в котором простые слова, например «птица», нужно было запомнить в паре с бессмысленными наборами букв, например «жубу». Вспомнить пары к словам нужно было дважды: в первый раз – через 10 минут после получения инструкций, во второй – на следующий день, через несколько часов после пробуждения. Пока испытуемые спали, ученые измеряли электрическую активность их мозга.

Как и ожидали ученые, долговременная память у пожилых участников эксперимента оказалась хуже, чем у молодых, и в результатах ЭЭГ нашлось объяснение: у пожилых людей наблюдалась рассинхронизация двух типов тета-волн, характерных для спящего мозга. Волны этих двух типов возникают в мозге человека, погруженного в глубокий сон.

Рассинхронизация тета-волн говорит о том, что части коры головного мозга, активность нейронов которых порождает эти волны, не обрабатывают информацию так, как следует, и воспоминания не сохраняются в долговременной памяти.

В результате, поясняет Хельфрих, нейроны префронтальной коры (отдела мозга, где хранятся воспоминания) не могут отправить в гиппокамп (отдел, где происходит обработка воспоминаний перед записью в долговременную память) сигнал о готовности к приему информации; сигнал теряется, а вместе с ним и воспоминания.

Проведенное после эксперимента сканирование мозга показало, что у старших участников эксперимента участки мозга, участвующие в формировании тета-волн, были меньше, чем у молодых. Возможно, возрастное ухудшение памяти связано с потерей клеток этих структур, поясняет Хельфрих.

Следует отметить, что коллеги Хельфриха указывают на такие недостатки исследования, как малое число участников эксперимента и доказательств связи между результатами тестов и динамикой размеров отделов мозга, на которую указывает Хельфрих.

Исследование опубликовано в журнале Neuron.