Найден новый вид из «недостающего звена» между динозаврами и птицами — Naked Science
25.10.2018

Найден новый вид из «недостающего звена» между динозаврами и птицами

Международная команда исследователей определила новый вид археоптерикса — он расположен эволюционно ближе к современным птицам, чем уже известные виды.

archeopter1

Доктор Джон Наддс из Манчестерского университета и его коллеги провели первое в мире синхротронное исследование одного из 12 известных представителей вида археоптерикс. Команда обнаружила, что эта окаменелость, известная как «образец номер восемь», физически гораздо ближе к современным птицам, нежели к рептилиям. Образец имеет достаточно эволюционных отличий для того, чтобы считаться новым видом — Archaeopteryx albersdoerferi.

В исследовании, опубликованном в журнале Historical Biology, ученые пишут, что некоторые отличительные скелетные черты Archaeopteryx albersdoerferi включают в себя слияние черепных костей, разные элементы грудного пояса и крыльев, а также усиленную конфигурацию кистевых и пястных костей.

Эти характеристики чаще наблюдаются у современных летающих птиц и отсутствуют у более старых видов Archaeopteryx lithographica, больше похожих на рептилий и динозавров.

Образец номер восемь / © Manchester University

Образец номер восемь — самый молодой из 12 известных образцов: он младше остальных примерно на полмиллиона лет. Такая разница в возрасте стала ключевым фактором при описании его как нового вида.

Археоптерикс впервые охарактеризовали как «недостающее звено» между рептилиями и птицами в 1861 году. Как уже упоминалось, всего было найдено 12 образцов, все они принадлежат к позднему юрскому периоду (около 150 миллионов лет назад).

«Это впервые, когда множество костей и зубов археоптерикса рассматривались со всех точек зрения, включая изучение их внутренней структуры, — объясняет ведущий автор исследования доктор Мартин Кундрат из Университета Павла Йозефа Шафарика (Словакия). — Использование синхротронной микротомографии — единственный способ изучить образец».