Китайские ученые нашли «промежуточное звено» в эволюции птиц

Китайские ученые нашли «промежуточное звено» в эволюции птиц

Палеонтологи описали ранее неизвестный вид примитивных птиц с необычной анатомией скелета и нестандартным подходом к полету.

bird0

Говорить, что люди произошли от приматов, не совсем точно: мы и есть приматы. То же касается и птиц — самого распространенного класса высших позвоночных. Сегодня их существует свыше 18 тысяч видов, и все они не «произошли» от динозавров — они и есть динозавры, представители той же древней группы, многие ветви которой погибли в мел-палеогеновом вымирании около 65 миллионов лет назад.

Современные исследования в принципе не позволяют провести четкую границу между «настоящими птицами» и древними динозаврами-тероподами, многие из которых имели и схожий скелет, и перья. С другой стороны, некоторые нюансы эволюции, которая придала птицам современный облик, остаются плохо понятными. Важный пробел в этой эволюционной цепочке закрывает новая находка китайских палеонтологов.

В статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, Чжунхэ Чжоу (Zhonghe Zhou) и его коллеги описывают прежде неизвестного предка птиц, жившего еще 127 миллионов лет назад, задолго до вымирания динозавров. Находку ученые отнесли к отдельному виду и роду — Jinguofortis perplexus — и отмечают, что она существовала как раз в тот период, когда предки птиц учились настоящему полету.

В отличие от жившего примерно в те же годы археоптерикса и других летающих динозавров, позвоночник этой «птицы» уже не переходил в длинный хвост. Вместо этого его хвостовые позвонки были укорочены и срастались, образуя единую кость, подобную пигостилю, который служит опорой для рулевых перьев большинству современных птиц (хотя самих этих мощных перьев у J. perplexus, по-видимому, еще не было). Находка стала одним из самых ранних образцов птицы с пигостилем — наравне с древними примитивными конфуциусорнисами.

Размах крыльев найденных останков Jinguofortis perplexus оценивается в 69,7 сантиметра / ©Wang et al., 2018

Частично срослись у J. perplexus и фаланги третьих пальцев, что еще не было свойственно другим ранним предкам птиц, но отражает будущую тенденцию к упрощению и изменению скелета в ходе долгой адаптации к полету. Вместе с тем его челюсти сохранили набор мелких и острых зубов, хотя найденные вместе с образцом следы камешков-гастролитов свидетельствуют, что эта древняя птица питалась растительной пищей. Судя по размеру и геометрии крыльев, птицы могли обитать в густых лесах.

Необычной оказалась и анатомия плечевого пояса J. perplexus, кости которого срослись даже сильнее, чем у современных птиц. Исходя из нее, авторы полагают, что летали эти животные тоже слегка иначе. По словам ученых, это иллюстрирует новые представления об эволюционном развитии полета у птиц, которое оказывается не долгой прямой цепочкой изменений, а разнонаправленным сложным «поиском» оптимальных решений, анатомических деталей, механики и аэродинамики полета.

ТУСУР

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники совместно с НИИ Онкологии Томского НИМЦ работают над программным комплексом по восстановлению речи у онкологических больных, перенесших хирургическое вмешательство при лечении рака полости рта и ротоглотки. Более 20 пациентов уже успешно прошли полноценный курс лечения с использованием новой технологии.

Диета, богатая питательными веществами и антиоксидантами, способна предотвратить болезнь Альцгеймера или даже обратить ее вспять. Особый рацион нормализует внутриклеточный pH, что оказалось важно при лечении дегенеративных заболеваний.

Эксперименты с мышами показали, что наночастицы диоксида титана, содержащиеся в пищевой добавке Е171, могут вызывать нарушения в работе кишечной микрофлоры и приводить к воспалению.