10.11.2018
Редакция Naked Science

NASA выяснило, откуда взялся странный прямоугольный айсберг

Необычный прямоугольный ледник, удививший общественность, оказался всего лишь осколком антарктического шельфа.

nasatabulariceberg1

Ранее в этом месяце NASA опубликовало фотографию странного айсберга идеальной прямоугольной формы. Келли Брант, сотрудница агентства, высказала предположение, что этот ледник образовался не так давно и его острые углы — результат недавнего отделения от ледяного шельфа, поэтому они еще не успели побиться.

С тех пор NASA продолжило изучать вопрос и искало ответы. Как выяснилось, «рождение» прямоугольного айсберга было «жестче», чем считали изначально. Снимки со спутников показали, что он отделился от шельфового антарктического ледника Ларсен C сразу после более крупного округленного ледника A-68 и уплыл в океан.

По сути, этот прямоугольный айсберг представляет собой кусок плоского льда, отломившегося от ледяного шельфа. Изначально ледник имел квадратную форму, но постепенно она сточилась.

Квадратный айсберг пробирается через опасные воды вблизи ледникового подъема Баудена в Антарктиде в октябре 2018 года / © NASA

«Айсберг проделал огромный путь на север, пройдя по узкому проходу между северным краем A-68 и каменистым берегом вблизи ледникового подъема Баудена», — говорится в заявлении NASA. Гляциолог NASA/UMBC Крис Шуман сравнивает эту зону с «щелкунчиком». A-68 неоднократно врезался в подъем, в результате чего откалывались куски льда идеальных геометрических форм.

Со временем айсберг утратил квадратную форму и принял вид трапеции. Представители NASA заявили, что он, скорее всего, продолжит плыть на север и в итоге растает.

Ученые ТюмГУ и Всероссийского института защиты растений выделили из вечной мерзлоты группу бактерий Bacillus spp., которые способны при низких температурах повысить урожайность озимой пшеницы и предотвратить распространение фитопатогенных грибов с зернами. Их исследование показало, что бактериальные штаммы Bacillus spp. способны биосинтезировать хитинолитические ферменты и стимулирующий рост растений гормон ауксин. Это означает, что их можно рассматривать в качестве потенциальных агентов биологического контроля болезней, которые будут использоваться для повышения урожайности сельскохозяйственных культур на северных территориях. Апробация биопрепаратов проходила в реальных условиях в Западной Сибири.