29.10.2018
Редакция Naked Science
1 161

NASA: обитаемых экзопланет может быть значительно меньше

Похоже, ученым придется пересмотреть число потенциально обитаемых экзопланет.

ssc2008-05a1

Космический телескоп «Кеплер» уже обнаружил около 30 экзопланет, схожих по размерам с Землей, в обитаемых зонах их звезд. Во всяком случае, так считали исследователи. Новые наблюдения, проведенные аппаратом Gaia, предполагают, что на самом деле их число гораздо меньше — от двух до 12. Об этом сообщается на сайте NASA.

Gaia запустили в декабре 2013 года для создания невероятно точной трехмерной карты Млечного Пути. В эту карту также входит информация о позиции примерно 1,7 миллиарда звезд и данные о расстояниях до 1,3 миллиарда звезд. Наблюдения аппарата предполагают, что некоторые обнаруженные телескопом «Кеплер» звезды ярче и больше, чем считалось ранее. А планеты, вращающиеся вокруг них, скорее всего, крупнее и горячее. Дело в том, что более крупные и горячие звезды излучают больше тепла.

«Кеплер» замечает маленькие изменения в яркости, проявляющиеся при прохождении планеты перед диском звезды с точки зрения телескопа. Оценки размеров таких планет основаны на том, какой процент звездного диска они закрывают при транзите. Если диаметр звезды оказывается больше, значит, и планета крупнее.

«Кеплер» на орбите в представлении художника / © NASA

Новые результаты не означают, что нигде не существует жизни, кроме как на Земле. В Млечном Пути все еще много потенциально обитаемых объектов, как утверждает NASA. Тем не менее данные Gaia дают понять, что астрономам, астробиологам и планетологам предстоит узнать еще очень много об обитаемости экзопланет.

Также существует концепция зоны обитаемости. Выводы об обитаемости, основанные исключительно на орбитальном расстоянии, игнорируют важные планетные характеристики, такие как масса, которая влияет на способность мира удерживать атмосферу. К тому же есть состав атмосферы, влияющий на температуру планеты.

Более того, нельзя со стопроцентной уверенностью утверждать, что жизни необходима жидкая вода на поверхности. На множестве замороженных лун за пределами зоны обитаемости в нашей Солнечной системе — вроде Европы (спутник Юпитера) и Энцелада (спутник Сатурна) — есть подледные океаны, в которых может существовать жизнь, знакомая нам в том или ином смысле. И все это не говоря уже о вероятности существования иных форм жизни, не зависящих от жидкой воды.