Телескоп TESS обнаружил свою первую экзопланету
20.09.2018

Телескоп TESS обнаружил свою первую экзопланету

Новейшая миссия NASA по поиску экзопланет сообщила об обнаружении своей первой цели. Это суперземля, судя по всему, испаряющаяся под воздействием своей звезды.

pimensae1

Космический телескоп TESS запустили на земную орбиту 18 апреля 2018 года на борту ракеты SpaceX Falcon 9. Аппарат анализирует несколько тысяч ярчайших звезд по соседству с Солнцем и ищет маленькие провалы в яркости, спровоцированные прохождением (или транзитом) планет, вращающихся вокруг них. Астрономы опубликовали работу о новом открытии в базе препринтов arXiv.org. Впоследствии исследование  появится в журнале The Astrophysical Journal Letters.

Ученые исследовали данные TESS и обнаружили новую экзопланету, вращающуюся вокруг звезды π Столовой Горы, известной как HD 39091 и расположенной в 59,5 светового года от Земли в созвездии Столовая Гора. Эта звезда — желтый карлик, подобный Солнцу, и вторая по яркости из известных звезд, вокруг которых вращаются планеты.

Ранее исследователи открыли рядом с π Столовой Горы газового гиганта примерно в 10 раз массивнее Юпитера. Эта планета, получившая название π Столовой Горы b, обладает эксцентричной овальной орбитой, пролегающей примерно в трех астрономических единицах от звезды.

Снимки области, окружающей π Столовой Горы / TESS/NASA

Теперь же астрономы зарегистрировали новый мир рядом с π Столовой Горы — планету, которая примерно в 2,14 раза больше Земли в диаметре и в 4,82 раза массивнее нее. Эта суперземля, названная π Столовой Горы c, вращается по орбите в 0,07 а.е. от звезды — в 50 раз ближе, чем находится Меркурий по отношению к Солнцу.

Плотность π Столовой Горы c соответствует картине, в которой «вся планета состоит из воды», как утверждает ведущий автор исследования Челси Хуанг из Массачусетского технологического института. Но вполне возможно, что у нее каменистое ядро и протяженная атмосфера из водорода и гелия.

«Мы также считаем, что эта планета может испаряться прямо сейчас, учитывая интенсивное излучение, которое она получает от материнской звезды», — объясняет Хуанг.

Будущее исследование может сосредоточиться на изучении необычного расположения двух планет π Столовой Горы. Овальная орбита юпитероподобной π Столовой Горы b сильно отличается от круглой орбиты гиганта. Ученые считают, что это может указывать на нечто в истории планетной системы, изменившее орбиту экзопланеты.

«Если это так, то как выжила внутренняя система? Эти вопросы требуют дальнейшего изучения, а их понимание поможет нам узнать много нового о теории планетообразования», — уверен Хуанг.

TESS следует за знаковым телескопом NASA «Кеплер», который открыл 70% известных на сегодня экзопланет посредством транзитного метода (а их всего 3,8 тысячи). Если все будет идти по плану, TESS обнаружит еще больше новых миров, уверяют ученые.