01.09.2017, 06:22
3минуты
Руслан Зораб

На землеподобных планетах системы TRAPPIST-1 может быть вода

Астрономы нашли указания на то, что по крайней мере некоторые из семи планет TRAPPIST-1 должны иметь на поверхности настоящие жидкие водоемы.

trappist

В феврале 2017 г. было объявлено об открытии системы из семи планет земного типа, вращающихся вокруг карликовой звезды TRAPPIST-1 всего в 40 световых годах от Земли. Неудивительно, что с тех пор она привлекает большое внимание исследователей. Так, недавно международная команда астрономов во главе с Винсентом Бурье (Vincent Bourrier) из Женевы провела новые наблюдения TRAPPIST-1 с помощью космического телескопа Hubble.

В статье, препринт которой доступен на сайте Hubble, ученые рассматривают влияние УФ-излучения, которое получает каждая из планет системы TRAPPIST-1 от звезды. Эта величина играет существенную роль в эволюции планетных атмосфер – так, одни УФ-лучи могут разбивать молекулы воды в них на кислород и водород, а другие, более коротковолновые, ведут к нагреву верхних слоев атмосферы, облегчая утечку этих легких газов в космос.

В самом деле, наблюдения Hubble позволили ученым зарегистрировать такие утечки водорода как минимум у двух внутренних планет системы, TRAPPIST-1b и c, получающих максимальное количество ультрафиолета. Это позволяет считать, что в их атмосферах наверняка имеется водяной пар. Более того, расчеты показывают, что за последние 8 млрд лет (напомним, что TRAPPIST-1 намного старше Солнечной системы, и ее возраст оценивается в более чем 9 млрд лет) эти планеты могли потерять объем воды в 20 раз больший, чем объем Мирового океана на Земле.

Однако более далекие от звезды планеты, такие как TRAPPIST-1e, f и g, не только находятся в «обитаемой зоне», теоретически подходящей для существования на их поверхности жидкой воды, но и потери должны испытывать не такие большие. По оценке Бурье и его соавторов, на них вполне может иметься вода, хотя для окончательного ответа еще понадобятся новые наблюдения.

3минуты