А у нас самое большое научное СМИ в Telegram!
Подписаться
15.08.2017
Редакция Naked Science

Система TRAPPIST-1 оказалась намного старше Солнечной

Астрономы оценили возраст экзопланет в знаменитой системе TRAPPIST-1: он может достигать 9,8 млрд лет.

1448_pia21751_main

Расположенная всего в 40 световых годах от нас экзопланетная система TRAPPIST-1 привлекла огромное внимание после того, как в ней были открыты три, а затем и еще четыре планеты, размерами близкие к Земле и планетам ее группы. Предполагается, что там имеются и свои раскаленные «двойники» Венеры, и планеты-океаны, возможно, подходящие для жизни. При этом считается, что из-за приливного захвата гравитацией звезды планеты TRAPPIST-1 развернуты к ней всегда одними и теми же полушариями.

Авторы новой работы, результаты которой приняты к публикации в The Astrophysical Journal, рассмотрели восемь ключевых свойств их материнской звезды – от состава до скорости вращения – и дали оценку ее возраста, в пределах от 5,4 до 9,8 млрд лет. На первый взгляд, разброс может показаться слишком большим, однако и он многое говорит о довольно близкой и очень интересной планетной системе.

«Наши результаты позволяют уточнить эволюцию системы TRAPPIST-1, – говорит один из авторов исследования Адам Бургассер (Adam Burgasser) из Калифорнийского университета в Сан-Диего. – Они означают, что планеты должны были формироваться одновременно, иначе вся система могла распасться уже много лет назад». Для сравнения, возраст нашей Солнечной системы составляет около 4,6 млрд лет.

Стоит вспомнить, что не так давно было показано, что как минимум некоторые из планет TRAPPIST-1 могут оказаться пригодны для жизни. Новая оценка вносит в этот вопрос свои коррективы. Так, сама звезда оказалась не только довольно старой, но и достаточно спокойной и тусклой, что теоретически повышает шансы на развитие жизни на ее планетах. С другой стороны, они находятся к звезде настолько близко и так долго, что должны миллиарды лет облучаться мощным потоком высокоэнергетических частиц, готовым испарить и атмосферу, и жидкую воду с поверхности. По оценкам Адама Бургассера, лишь две самые дальние от TRAPPIST-1 планеты (g и h) могли сохранить жидкость, необходимую для развития жизни.

На дальних от звезды полушариях семи планет TRAPPIST-1 царит вечная ночь, на развернутых к ней – жаркий день / ©NASA/JPL-Caltech

Ученые добавляют, что такие спокойные и небольшие красные карлики, как TRAPPIST-1, могут существовать исключительно долго, сравнивая звезду с тусклой свечой, «способной гореть в 900 раз дольше Вселенной». Если эволюция Солнца должна занять в общей сложности около 10 млрд лет, то звезды, подобные TRAPPIST-1, теоретически могут светить и триллионы лет без остановки.