Мужчины ориентируются лучше женщин, – ученые — Naked Science
07.12.2015
Редакция Naked Science

Мужчины ориентируются лучше женщин, – ученые

Ученые выяснили, что мужчины и женщины по-разному ориентируются в пространстве. Мозг каждого из полов лучше приспособлен для решения тех или иных задач.

-мужчины-и-женщины (1)

Считается, что мозг мужчины лучше «оптимизирован» к ориентации в пространстве, а мозг прекрасной половины человечества более приспособлен к нахождению тех или иных предметов в конкретной точке. Это может быть обусловлено эволюцией. «В древности мужчины занимались охотой, а женщины – собирательством», – говорит Карл Пинтска (Carl Pintzka), представляющий Научно-технологический университет (Осло, Норвегия). Ученые приводят такой пример: женщина может лучше справиться с задачей поиска какого-либо предмета в доме, а мужчина сможет эффективней отыскать сам дом.

Эти отличия весьма любопытны, и ученые захотели докопаться до истины. Одна из версий гласит, что различия в работе женского и мужского мозга обусловлены биологическими факторами. Речь может идти, например, о гормонах, которые вырабатывает организм. Однако другие эксперты делают упор на социальных аспектах. Они указывают на то, что мужчины и женщины воспитывались в разных условиях, а кроме того, сильный пол зачастую имеет лучшее образование.

На помощь пришли очки виртуальной реальности, а всего ученые рассмотрели показатели почти 40 человек обоего пола. Каждый из них имел 30 секунд, чтобы найти в виртуальном городе определенный предмет. Его позиция порой менялась, а в некоторых случаях оставалась неизменной. Иногда же менялась стартовая позиция игрока, а это, в свою очередь, заставляло искать другие пути решения проблемы.

Красным отмечены пути движения мужчин, а синим – женщин / ©NTNU

В целом, мужчины справлялись с поставленной задачей на 50% чаще женщин. Анализ мозговой активности показал, что при ее решении мужчины больше прибегают к использованию гиппокампа – центра памяти, помогающего решать навигационные задачи. А вот женщины активней использовали фронтальную кору полушарий. Так что тезис о биологических различиях звучит вполне убедительно.

Ученые не остановились на достигнутом. После первого этапа они собрали чисто женский коллектив: половина участниц при этом принимала капли с тестостероном. Однако результаты обеих групп почти не отличались. При этом женщины, принимающие тестостерон, активней прибегали к использованию гиппокампа и в целом лучше помнили лабиринт.

Недавно другая группа ученых из Израиля решила ответить на вопрос о том, существует ли чисто «женский» и «мужской» тип мозга. В центре внимания оказались физиологические, эволюционные и химические особенности. Выяснилось, что представители обоих полов не имеют принципиальных отличий в устройстве головного мозга: чаще всего он является мозаикой из «женских» и «мужских» черт.