Ученые постарались найти отличия между женским и мужским мозгом — Naked Science
01.12.2015
Редакция Naked Science

Ученые постарались найти отличия между женским и мужским мозгом

Ученые выяснили, какие отличия есть между мозгом мужчины и женщины. Оказалось, что любой мозг – это своего рода мозаика.

Результаты масштабного исследования, над которым работали нейрофизиологи из Израиля, Германии, Швейцарии и США, были опубликованы в издании Proceedings of the National Academy of Sciences. Ученые поставили перед собой задачу: выяснить, существует ли «мужской» и «женский» мозг? Речь идет о физиологических, эволюционных или химических особенностях. Оказалось, что принципиальных различий в устройстве мозга у женщины и мужчины нет. Таким образом, сходство между обеими полами на самом деле сильнее, чем считалось.

Были использованы данные магнитно-резонансной томографии отдельных участков мозга у 1400 мужчин и женщин. Ученые, в частности, попытались оценить объемы серого вещества в тех или иных участках и сравнить их. В центре внимания был половой диморфизм – анатомические различия между самцами и самками одного вида. В случае с мозгом человека, такое явление может быть вызвано эволюцией. Мужчины, например, должны были уметь добывать пищу, и это могло повлиять на некоторые особенности устройства мозга. Такие «мужские» структуры, разумеется, должны присутствовать лишь у одного пола.

К удивлению ученых, никаких чисто «женских» или «мужских» структур мозга обнаружено не было. Специалисты сравнили мозг человека с мозаикой из разных черт, присущих одному либо другому полу. До 53% всех исследуемых образцов имели один «женский» и один «мужской» участок. Максимум лишь в 8% можно было говорить о чисто «мужской» или чисто «женской» структуре.

Именно различиями в устройстве мозга иногда объясняют «мужское здравомыслие» и «женскую эмоциональность». Результаты нового исследования между тем склоняют к мысли о влиянии культурных традиций и воспитания. Один из авторов исследования Дафна Джоэл (Daphna Joel) уверена, что для человеческого мозга вообще не характерен половой диморфизм, и различия в поведении мужчин и женщин не были вызваны теми или иными решениями эволюции. Сейчас Джоэл делает акцент на необходимости комплексного подхода к изучению различия полов.

Ранее было доказано, что мозг женщины в среднем меньше мужского по объему, однако это не сказывается на уровне интеллекта человека. Кроме того, считается, что с возрастом мозг мужчины уменьшается быстрей.

Пожалуй, не все согласятся с выводами Дафны Джоэл. Например, ученый из США Мадхура Ингалхаликар (Madhura Ingalhalikar) и ее коллеги полагают, что отдельные области мозга у женщин и мужчин по-разному общаются друг с другом, и подобного рода отличия очень важны. Ученые завили, что для мужчин характерна более тесная связь передних и задних отделов одного полушария, а у женщин видна хорошо развитая межполушарная взаимосвязь.