Мимикрия уподобила 140 видов членистоногих Австралии

Международная группа ученых описала один из крупнейших комплексов членистоногих, мимикрирующих друг под друга. Результаты работы представлены в журнале eLife.

Мимикрия представляет собой сходство между различными видами организмов, которое выполняет защитную функцию. Например, мухи семейства журчалок (Syrphidae) в ходе эволюции приобрели окраску, схожую с осиной, — с ее помощью последние предупреждают хищников об угрозе применения жала. В ряде случаев мимикрией пользуется несколько видов, образуя «мимикрический комплекс».

В новой работе ученые из Масарикова университета (Чехия) и Университета Маккуори (Австралия) описали такой комплекс из более чем 140 видов членистоногих (Arthropoda). Большинство из них относятся к семейству муравьев (Formicidae), однако также в комплекс вошли осы, клопы (Cimex), жуки (Coleoptera), пауки (Araneae) и цикадки (Cicadellidae) — все они подражают муравьям.

Общей для этих членистоногих является окраска: яркое желтое брюшко и черное тело. Причем некоторые из описанных видов обладают защитными механизмами (например, шипами), другие съедобны и не имеют дополнительной защиты. По мнению ученых, внешнее сходство в этом случае развивалось по-разному. Оно могло стать следствием конвергентной эволюции, общего происхождения и мимикрии.

Дополнительно исследователи оценили эффективность такой окраски. Для этого они изучили содержимое желудков у 12 видов наиболее распространенных хищников, которые питаются членистоногими, в частности птиц (Aves) и ящериц (Lacertilia). Анализ показал, что большинство из них не питались видами, включенными в «комплекс», — вероятно, окраска выполняла свою функцию.

Аватар пользователя Netbook